О «На дороге» Джека Керуака говорят уже десятилетиями: важный роман, культурный знаменатель, социологический ориентир, и просто чертовски хорошее чтиво. Также стоит отметить его «неснимаемость» - но теперь Уолтер Саллес («Че Гевара: Дневники мотоциклиста», «Темная вода») перенес роман на экран, и «Дневники мотоциклиста» стал довольно хорошим шаблоном для понимания того, как Саллес снял свою адаптацию. «На дороге», как и «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» - живописный и эпизодичный, полон молодежной страсти, но с оттенком наступающего будущего, которое затмевает яркость видения о том, как харизматичный молодой человек путешествует с еще одним молодым человеком, говоря немного, но осматривая все на их пути.
Есть одна вещь, которая ранит, когда ты смотришь «На дороге». Фильм наполнен всем возможным – сексом, наркотиками и безграничной свободой – что намного приятней испытывать на личном опыте, а не смотреть, как этим на экране наслаждаются другие; и даже свободолюбивые, развратные события на экране находятся на высоте – или в самом низу – например, когда группа разбивает медицинские ингаляторы, чтобы сделать себе бензадриновый коктейль или когда наркоман засыпает с ребенком в его исколотых руках – ты все еще чувствуешь по другую сторону «стекла» давление положительных героев.
Сэм Райли в роли Сэла Парадайза, альтер-эго Керуака в романе; Гаррет Хедлунд – Дин Мориарти, чьим прототипом является Нил Кэссиди, беззаботный и безответственный искатель острых ощущений, который тянет Сэла в свой мир. Райли должен нести бремя созерцающего персонажа, положение, которое всегда более пассивно в фильме, нежели на бумаге; люди, ожидающие повторения харизматичного фейерверка от его работы, как это было в «Контроле», будут разочарованы. Но, как и в предыдущей работе, Хедлунд – за исключением жалкого фильма «Трон: Наследие» - продемонстрировал, что он молодой актер с харизмой и талантом, создав Дина интересным и в то же время достойным порицания.
Кристен Стюарт – любовница Дина Мэрилу, и смотреть на нее, свободную от глупой смирительной рубашки рабской хандры, которую она носила, снимаясь в «Сумерках», огромное облегчение. (Друзья шутили, что любвеобильность персонажа Стюарт, ее обнаженность и сексуальная распущенность были просто вселенской компенсаций за всю ее лишенную всякого очарования целомудренность, которую она должна была воплощать, играя Беллу в Сумеречной саге). Вигго Мортенсен и Эми Адамс играют книжных прототипов Уильяма Берроуза и Джоан Воллмер с их наркотической деятельностью: поучительная история о том, что случается. (Чудные глазки Адамс получают номинацию «Лучшая нелогичность фильма»: когда паломники наносят им визит, она размахивает метлой и направляется на двор со словами: «Простите меня: ящерицы»).
Что ж, мы увидели наших бездомных в пути, ворующих и танцующих, и страстно ищущих «ЭТО», их наивысшее доказательство того, что они еще живы и круты, и все это прекрасно снято. И тебе не остается ничего другого, как пожелать, чтобы Саллес и сценарист Хосе Ривера сосредоточили свое внимание не на историях в книгах, а на историях книг – их написании, восприятии: издатель заставил Керуака изменить имена настоящий участников путешествия, шесть лет – таков был разрыв между написанием и публикацией романа.
Оператор Эрик Готье («В диких условиях», «Рождественская история») проделал невероятную работу, но спустя какое-то время «На дороге» воспринимается, как и любая другая дорожная картина – не важно, насколько прекрасные мелькают пейзажи за окном, в конечном итоге вы просто хотите выбраться из этой проклятой машины. Саллес возможно и снял единственно верную и правдивую адаптацию романа Керуака, но эпизоды, размытые и кровоточащие связи между ними, как и расстановка «знаков пунктуации», заставляют вас желать, чтобы здесь было немного меньше литературной верности и немного больше кинематографичного повествования.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Обзор Канн: классика бит-поколения «На дороге» вышла на экран, снятая в блестящей-но-уже-скучной моде
|