Сериал «Корона» по-прежнему очень роскошный, но больше не впечатляет

Да, это самое дорогое жизнеописание, но все-таки слишком далекое от истины.
Сериал «Корона» попрежнему очень роскошный но больше не впечатляет

15 ноября на Netflix вышел четвертый сезон сериала «Корона» – самого известного и самого дорогого проекта, посвященного жизни и правлению Елизаветы II. Новые эпизоды рассказывают о Великобритании периода 1980-х годов, когда премьер-министром впервые стала Маргарет Тэтчер (Джиллиан Андерсон), принц Чарльз (Джош О’Коннор) женился на принцессе Диане (Эмма Коррин), Аргентина попыталась отвоевать Фолклендские острова, страна боролась с экономическим кризисом и высочайшим уровнем безработицы.

«Корона» – по-прежнему идеально срежиссированное и спродюсированное шоу. Это один из самых роскошных и качественных сериалов в истории не только Netflix, но и всех стриминговых сервисов и даже телеканалов. Потрясающие актеры, прекрасные локации, выверенные реплики (на площадке всегда присутствует лингвист, который следит за тем, как разговаривают актеры, насколько их речь соответствует реальным беседам королевской семьи в конкретный период времени). За четыре сезона планка качества не упала ни на секунду. Но тем не менее «Корона» уже не так удивляет и впечатляет. Объясняется это, пожалуй, тем, что к хорошему привыкаешь быстро. Видимо, создатели сериала тоже понимают, что постоянный зритель хочет не только роскоши и размаха, но и более остросюжетного и эмоционального сценария. Тем более что в новом сезоне, как мы сказали в начале, появляется «королева сердец» принцесса Диана – героиня, говорить о которой сдержанно и объективно практически невозможно.

Но проблема заключается в том, что придумывание сюжетных поворотов, создание более концентрированного событиями и эмоциями сценария в любом случае значат искажение реальности и отступление от истины. И в принципе, определенная доля художественного вымысла и авторской надстройки – это совершенно нормально даже для околодокументального исторического сериала. Если только главных героев этого шоу, которые могут посмотреть эпизоды и сказать, что все неправда, обидеться, расстроиться, разозлиться и так далее, нет в живых. А как мы все отлично знаем, королева Елизавета II, принц Чарльз, его дети Уильям и Гарри, герцогиня Камилла, принцесса Анна и многие другие члены монаршей семьи здравствуют и процветают, их обожают миллионы британцев, а за каждым их выходом в свет и политическими заявлениями следят и вовсе миллиарды человек. Более того – они прекрасно помнят, как проживали те или иные ситуации и кризисы в 1980-х, показанные в четвертом сезоне, они знают, какой в действительности была принцесса Диана и как вела себя с королевой Маргарет Тэтчер. И они не оставляют нам шанса воспринять новые эпизоды «Короны» как красивую сказку о прошлом.

Мы невольно задумываемся о том, правда ли Чарльз постоянно изменял Диане с Камиллой, даже когда они только поженились? Действительно ли Елизавета II так долго и искренне беседовала с Фейганом, который пробрался в ночи в Букингемский дворец и вошел в спальню к королеве, чтобы рассказать ей, как живут простые британцы? Правда ли, что Анна всю жизнь была так несчастлива в браке? Неужели Елизавета в самом деле так жестоко относилась к Маргарет, всю жизнь мечтавшей о славе и власти? Точно ли принцесса Диана была такой неуравновешенной, истеричной и безумной, как это показано в четвертом сезоне? И многие сомнения и вопросы удается развеять, потратив буквально минут 5–10 на правильный запрос в гугле. Чарльз расстался с Камиллой до свадьбы с Дианой и долгое время не общался с ней. Фейган действительно дважды пробирался во дворец, но никакого разговора с королевой у него не состоялось. Елизавета сразу же покинула спальню, когда увидела хулигана, который, кстати, в реальной жизни был под грибами в момент совершения преступления (вот на такую беседу монарха и взломщика мы бы с удовольствием посмотрели).

Принц Уильям уже заявил, что не согласен с тем, как показаны его родители и их взаимоотношения в четвертом сезоне. Друзья Камиллы сказали, что она наверняка посмотрит новые эпизоды вместе с Чарльзом и расстроится, когда увидит, как показан их роман с мужем и как искажены ее знакомство с Дианой и отношение лорда Маунтбеттена к герцогине Корнуолльской. Анна заявила, что у нее нет времени на всякую чепуху. А королева Елизавета II сказала, что не хочет смотреть выдуманное шоу, далекое от истины и реальности. Пока читаешь все эти отзывы и комментарии людей, про которых, собственно, снят сериал, невольно задумываешься, кому и зачем нужна вся эта роскошная фикция. Мы удивляемся, когда каким-то знаменитостям ставят памятники при жизни или когда в честь наших действующих политиков переименовывают проспекты и улицы. Мол, зачем воспевать людей, которые все еще живы, и пытаться увековечить их имена еще до кончины. Они еще могут успеть наворотить кучу дел – причем как хороших, так и плохих. А ведь «Корона» – такой же прижизненный памятник, только в тысячи раз масштабнее и дороже, за который в какой-то момент придется оправдываться, извиняться или пояснять, чтобы избежать скандала. Ведь в сериале никак не помечают сюжетные фрагменты и повороты, не соответствующие истине. А учитывая, что в четвертом сезоне почему-то все герои показаны в более-менее негативном свете (Елизавета II – бессердечная, Чарльз – слабак, Диана – истеричка, Камилла – стерва, Анна – сухарь, Маргарет Тэтчер – злюка) и все образы и ситуации сильно гиперболизированы, хочется понимать, где правда, а где – вымысел. Ведь нарратив сильно влияет на наше отношение к действующим политикам и реальным людям. Получается, королевская семья могла бы в суде защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию. Уверены, Александр Добровинский с удовольствием взялся бы за это дело.

Смотреть четвертый сезон, разумеется, стоит. Как минимум ради очаровательного Джоша О’Коннора (даже захотелось немного оттопырить себе уши), потрясающей Джиллиан Андерсон (ей удалось невероятно правдоподобно повторить манеру речи Тэтчер и ее походку), классной британской музыки 1980-х (пьяные бритиши и Smiths – это всегда увлекательно) и гениальной работы художников по костюмам. Но важно каждые 10 минут напоминать себе о том, что «Корона» все сильнее отходит от истины и все вольнее обращается с историей и фактами. Иначе есть риск, что вы возненавидите всех членов королевской семьи.

Вероятно, вам также будет интересно:

Дизайнер костюмов сериала «Корона» о том, как создавались образы королевской семьи

25 самых ожидаемых сериалов 2020 года

26 лучших оригинальных сериалов Netflix

Елизавета II и Маргарет Тэтчер борются за лидерство в новом трейлере сериала «Корона»