Вам понравится «Мулан», если вы прекратите сравнивать фильм с мультиком 

Это совершенно новая сказка, и она не про феминизм, а про поиск себя. 
Вам понравится «Мулан» если вы прекратите сравнивать фильм с мультиком
Кадр из фильма

С детства Мулан (Лю Ифэй) проявляла необыкновенные способности, была ловчее и сильнее всех своих сверстников. Однако традиции Древнего Китая обязывают девушек быть послушными хозяйками, во всем служащими мужчине. Мулан пришлось скрывать свои силы, чтобы не позорить честь своей семьи. Однажды на Китай обрушилась армия кочевников во главе с жестоким Бори Ханом (Джейсон Скотт Ли). Чтобы защитить столицу, император (Джет Ли) приказывает мобилизовать из каждой семьи по одному мужчине. Отец Мулан уже слишком стар и покалечен прошлыми войнами, поэтому она решает тайком отправиться на службу, замаскировавшись под его сына. Если девушка раскроет себя, то обречет свою семью на вечный позор.

Игровые ремейки анимационной классики от студии Disney никогда толком не получались. Даже когда у руля становились большие режиссеры вроде Тима Бертона («Дамбо») и Гая Ричи («Аладдин»), трудно было противостоять ощущению, что все это уже было, и было лучше. К счастью, новая «Мулан» лишь отчасти копирует оригинальный мультфильм 1998 года. По всей видимости, для Китая сюжет о молодой девушке, решившей стать воином, приобрел уже некоторый сакральный смысл. Для китайцев «Мулан» – совсем не Disney, вернее, не только он. Поэтому новый фильм во многих местах так радикально отличается от анимации и больше приближен к жанру китайского фэнтези – «уся».

Впрочем, основные сцены и события из мультфильма перекочевали в новую «Мулан» и легко узнаются. Главное изменение коснулось персонажей, исчезли волшебные напарники Мулан – дракон Мушу и сверчок (их место занял феникс, этакое тотемное животное героини, которое, впрочем, не произнесет ни слова), и, главное, нет больше командира Шанга, с которым в финале девушка уходила в закат. Злодей Бори Хан теперь тоже действует не в одиночку, а при помощи ведьмы Сианьян (Гун Ли). Исчезли и песенные номера, но их отсутствие трудно заметить – настолько бы они выделялись на общем фоне приключенческого сюжета.

Мультфильм «Мулан» очень остроумно показывал, как легко рушатся гендерные стереотипы, воспитанные патриархальной традицией. В ремейке постановщица Ники Каро («Северная страна» и «Жена смотрителя зоопарка») остроумно дополняет феминистическую линию оригинала. Харизматичный предводитель кочевников, в общем, вряд ли бы справился с походом на Китай, если бы не могущественная колдунья. Да и солдаты императора тоже не смогли бы защитить столицу без помощи девушки. Новая «Мулан» рассказывает прежде всего о конфликте главной героини с ведьмой Сианьян, то есть со своим альтер эго, женщиной, изгнанной из мира мужчин. Таким образом, это уже не столько история о преодолении стереотипов, сколько о поиске себя, смелости заявить о том, кто ты есть. И тогда становится понятно, почему здесь нет Шанга и не поются старые песни – они совсем не вяжутся с новым посылом фильма.

В «Мулан» очень чувствуется восточный дух и национальный колорит. Все роли исполнены исключительно азиатскими артистами, многие из которых знакомы западному зрителю (среди них мастера боевых искусств Донни Йен и уже старенький Джет Ли). Сыгравшая главную роль Лю Ифэй, хоть и не блещет актерским талантом, смотрится органично и хорошо сочетает в себе образ хрупкой девушки, прячущей свой талант и силу. Однако ждать от «Мулан» интересных и впечатляющих боевых сцен, к сожалению, не приходится. Сражения поставлены хорошо, и их достаточно много, но не покидает чувство, что китайцы способны на большее, и примеров тому в кинематографе масса.

Среди прочих диснеевских ремейков «Мулан» стоит особняком. Авторы не только не стали бездумно переснимать оригинал, но и постарались перепридумать его и актуализировать, сохранив все самое главное. Проблема новой «Мулан» состоит в том, что она не вызовет ностальгию у зрителей, как это нарочито делали «Король Лев» или «Красавица и Чудовище», и вряд ли массово понравится западному зрителю – слишком она «китайская». В этом смысле студия Disney заранее пошла на риск, который только усугубился с наступлением пандемии и последующим цифровым выходом картины на платформе Disney+. При всех противоречиях «Мулан» выглядит довольно оригинальной для западного рынка сказкой, в которой есть и красивая картинка, и объемный месседж. Хочется верить, что студия и в дальнейшем будет пробовать что-то новое при создании своих ремейков и «Мулан» – не последний шаг в эту сторону.

Вероятно, вам также будет интересно:

12 самых ожидаемых фильмов осени 2020-го

25 самых ожидаемых сериалов 2020 года


Фото: кадры из фильма