Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на детектив «Смерть на Ниле» — экранизацию Агаты Кристи со звездным актерским составом

Мастерски поставленная экранизация романа Агаты Кристи об убийстве на туристическом корабле в Египте.

Добавить в закладки

Трейлер

В 2021-м Кеннет Брана отвлёкся от студийного кино и поставил автобиографический «Белфаст», который теперь будет сражаться за «Оскар» (и пока выглядит самым вероятным кандидатом на победу после «Власти пса»). Но ещё раньше режиссер снял «Смерть на Ниле» — вторую в своей фильмографии картину о похождениях усатого детектива Эркюля Пуаро. Вот только из-за пандемии и скандала вокруг Арми Хаммера лента задержалась настолько, что теперь кажется шагом назад для престижного автора. Впрочем, Бране не впервой удивлять нас контрастами: в конце концов это человек, который после экранизации Шекспира может поставить марвеловского «Тора», быть одновременно уважаемым в Англии театралом с рыцарским званием и автором фильма «Артемис Фаул».

Галь Гадот в роли Линетт на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

Галь Гадот в роли Линетт на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

Эркюль Пуаро (сам Кеннет Брана), уставший от громких дел, проводит отпуск около египетских пирамид, где встречает своего давнего знакомого Бука (Том Бейтман). Тот путешествует с суровой матерью (Аннетт Бенинг) и предлагает детективу присоединиться: они вот-вот отправятся на вечеринку к молодожёнам Саймону Дойлу (Арми Хаммер) и Линнет Риджуэй (Галь Гадот). Веселье прерывает непрошеная гостья, Джеки (Эмма Маккей), некогда подруга Линнет и невеста Саймона, которую тот бросил. В порыве ревности она теперь повсюду следует за парочкой.

Вместе со всей свитой молодожены решают сбежать от надоедливой девушки в речной тур по Нилу — и зовут с собой Пуаро, чтобы тот «присмотрел» за происходящим. Но в какой-то момент Джеки появляется и на судне, а затем одного из пассажиров убивают, причём у самой очевидной подозреваемой есть железное алиби. Преступник точно на корабле. И только Эркюль Пуаро может выяснить, кто это.

Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

С анонсом «Смерти на Ниле» стало очевидно, что из всего массива рассказов Агаты Кристи про усатого бельгийского сыщика Брану интересует очень конкретный тип историй: ансамблевые whodunit’ы. Герметичные детективы, где компания разношёрстных героев оказывается в замкнутом пространстве и отчаянно пытается выяснить, кто же из них убийца, при том что мотив может найтись у каждого. Выбор автора понятен. Во-первых, таких дел у Пуаро очень много, и формулу можно совершенствовать ещё очень долго. Во-вторых, эти истории создают классическое единство времени, места и действия: то, что театралу Бране хорошо понятно и близко. И застрявший в снегах поезд, и курсирующий по Нилу корабль в его руках превращаются в театральные подмостки, одну большую сцену, где известные артисты разбираются в хитросплетениях личных драм. В этом сеттинге постановщик чувствует себя намного увереннее, чем в фантастическом мире «Артемиса Фаула» или диснеевской сказке «Золушка».

Галь Гадот в роли Линетт на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

Галь Гадот в роли Линетт на кадре из фильма «Смерть на Ниле»

Причём со временем, кажется, его мастерство обращения с текстом Кристи растёт. «Убийство в Восточном экспрессе» было экранизацией достойной, но будто бы совершенно необязательной: пересказом знакомой истории в глянцевой обёртке. «Смерть на Ниле» вроде бы идёт тем же путём — не изобретая ничего нового, фильм следует тексту оригинала более-менее дословно и ошеломляет зрителя одним броским интерьером за другим. Но всё же тут куда изящнее собирается детективный пазл, Брана лучше работает с мелочами и не боится быть сверхвыразительным: в ключевой момент снимать героя через искривлённое стекло и предварять каждое убийство сценой с поедающими друг друга животными (хотя последнее, пожалуй, перебор).

Что важнее, Брана только во втором фильме по-настоящему нащупал нерв своего персонажа. В «Убийстве» внутренние конфликты Пуаро выглядели абсолютно лишними лирическими отступлениями на фоне детективной интриги. «Смерть на Ниле» обрамляется личной трагедией героя, потерявшего любовь во время войны и, буквально и метафорически, скрывающего за усами шрамы прошлого. Пускай режиссёр и строго следует букве Кристи, центральный сюжет с поиском убийцы его будто бы интересует не так уж сильно: более того, внимательному зрителю он даёт весьма прозрачные намёки ещё в самом начале фильма. Фокус «Смерти на Ниле» — как ни парадоксально, на жизни. На истории глубоко травмированного и закрывшегося в себе Пуаро, который ошибается, терпит крах и в итоге вновь учится быть человеком. И поистине шекспировские страсти, и выбивающийся из стиля чёрно-белый опенинг в духе «1917» лишь подчёркивают желание Браны вырваться из затхлой эстетики, заглянуть в героя глубже. Узнать, кто же такой этот Эркюль и какая боль скрывается за его холодным расчётливым умом.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?