Дьявол всегда здесь - концовка, ее объяснение и смысл

Дьявол всегда здесь (2020) — концовка, ее объяснение и смысл

Фильм Антонио Кампоса «Дьявол всегда здесь» — психологический триллер, в котором исследуются темы насилия, мрака повседневности, опасностей слепой веры и убийств в маленьком городке Америки. 

Концовка фильма, хотя и простая, побуждает к большему обсуждению многих тем, которые присутствуют в картине, а также того, что все это означает.

Основанный на одноименном романе Дональда Рэя Поллока 2011 года «Дьявол всегда здесь» представляет собой медленное повествование, которое совсем не напоминает сверхъестественные истории Стивена Кинга, такие как «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка». 

Выдающийся состав известных звезд Голливуда, таких как Роберт Паттинсон, Том Холланд, Себастьян Стэн, Райли Кио, Билл Скарсгард, Джейсон Кларк и Миа Васиковска способствует успеху картины. Роман Поллока представляет собой серию связанных историй, в центре которых находится реальный город Нокемстиф, штат Огайо. 

Сельский Средний Запад в послевоенной Америке представляет собой душераздирающую картину грязных секретов маленького городка и бесконечных проблем, особенно, когда загадочный и опасный проповедник приходит, чтобы возглавить местный приход.

В фильме имеют место две временные шкалы. Сначала главный герой Арвин Рассел показан в детстве, а затем взрослым парнем. В детстве он был травмирован смертью матери Шарлотты (Хейли Беннетт) и влиянием этой трагедии на его отца Уилларда (Скарсгард), который обращался к Богу за помощью. 

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты  бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Отец Арвина — Уиллард нес на себе груз собственных демонов после того, как стал свидетелем зверской сцены во время службы в армии за границей. В каком-то смысле он привел с собой дьявола домой; его непрекращающаяся борьба с психическими проблемами и болезнь жены довели его до крайности. Это заставило его пожертвовать собой в обмен на жизнь своей жены, хотя это могло также быть трагическим самоубийством. 

Во вторичной временной шкале Арвин — взрослый человек (Холанд), который надевает на себя своего рода мантию линчевателя, пытаясь спасти город от коррупции, и одновременно борется с собственными демонами. В фильме подробно рассказывается о происходящем, и этот рассказ не вызывает много вопросов о происходящем, но вызывает вопросы о мотивациях различных персонажей.

В начале фильма мы видим, как Уиллард Рассел возвращается к своей нормальной жизни в Нокемстиффе после войны. На войне он, как и многие солдаты, видел человека, которого распяли. Вероятно, это событие вызвало много вопросов о религии, которые усугубились, когда он стал свидетелем того, как проповедник бросил на себя банку с пауками во время проповеди и пообещал, что Бог исцелит его страх и спасет его от всего, что раньше мучило его и причиняло ему вред. Это важная составляющая характера Уилларда. 

Он стал полагаться исключительно на Бога как на решение всех своих проблем. Хотя он, кажется, на какое-то время находит мир со своей новой женой Шарлоттой и после рождения своего маленького сына Арвина. Уиллард строит крест в лесу — импровизированный алтарь. Он часто ходит туда с Арвином, чтобы помолиться.

Дьявол всегда здесь

Однако то, как Уиллард использует молитву, не всегда дает положительный опыт, который, как правило, ощущают те, кто принимает эту практику. В своих попытках поговорить с Богом он кажется отчаявшимся, и в его непрекращающейся внутренней борьбе явно есть нечто большее, что поначалу не проявляется. 

Он склонен к совершению случайных актов насилия, он пугает своего сына, насильно заставляя его молиться у алтаря вместе с ним, и даже приносит в жертву собаку своего сына, чтобы посмотреть, можно ли обменять ее жизнь на излечение болезни его жены. 

Когда этого не происходит, он поднимает ставки и убивает себя на алтаре. Такое поведение, а также комментарий Арвина о том, что его отец «все время видел дьявола», — намек на название фильма. И это может вызвать вопрос, действительно ли он был одержим.

Скорее всего, это не так; это скорее метафора личных демонов и борьбы. Уиллард, скорее всего, страдал от посттравматического стрессового расстройства. Он пережил стресс из-за болезни своей жены, горе после ее смерти и страх, что он не был хорошим мужем и отцом. 

Символично, что возвращение Уилларда с войны действительно запускает цепь событий в Нокемстиффе, которые все связаны с насилием, что может вызвать вопросы о том, проклят ли город или Уиллард принес домой нечто большее, чем просто личных демонов. Кампос использует много метафор в своей истории, и события, хотя и мрачные и печальные, скорее всего, следует понимать буквально, как человеческую борьбу, а не как какое-то более сильное сверхъестественное вмешательство.

В детстве Арвин становится свидетелем того, как его отец жестоко избивает мужчину без видимой причины. Это становится импровизированным уроком, на котором Уиллард объясняет Арвину, что он должен научиться стоять за себя, и, по сути, внушает ему, что некоторые дела лучше взять в свои руки. 

Арвин явно воспринимает этот урок буквально, и когда он вырастет, он зацикливается на том, что ему «нужно делать», что часто заканчивается бурно. После того, как новый проповедник в городе, Престон Тигардин (Паттисон), изнасиловал Ленору (Элиза Сканлен) — молодую девушку, которая стала для Арвина сестрой, он мстит, чтобы добиться личной справедливости. Арвин оставляет записку своей семье, в которой объясняет, что не стоит искать его, и, по сути, просит их прощения за то, что он собирается сделать. 

Поскольку отношения Престона с Ленорой привели к ее беременности и последующему самоубийству, Арвин, возможно, считает, что мало что можно сделать, чтобы восстановить справедливость. Он заканчивает тем, что убивает Престона, что приводит к нескольким другим жестоким столкновениям, где Арвин убивает Карла и Сэнди (Кларк и Кио) — двух серийных убийц, а затем шерифа Бодекера (Стэн), который связан с коррупционерами города.

До этого Арвин проявлял склонность к насилию, когда избивал молодых людей, которые запугивали и изводили Ленору. Он был жесток в своих действиях и вышел далеко за рамки простого преподнесения им урока или попытки защитить свою семью. 

Ясно, что остаточная травма, которую он испытал в детстве, а также урок отца о том, что насилие часто является ответом на проблемы, сказалась на его проблемах. Действия Арвина, блестяще разыгрываемые Холландом, доказывают одну из главных тем фильма: насилие циклично, часто неизбежно и может передаваться по наследству как семейное наследие.

По сути, Арвин унаследовал демонов своего отца, и, хотя они проявлялись по-разному, они оба были рождены в результате внезапного бессмысленного насилия и взращены глубоко укоренившейся системой насилия. Убеждения Уилларда были полностью связаны с его верой и Богом; Арвин, казалось, полагался на себя и свою шаткую этику. 

В финале фильма он уезжает из Нокемстифа, и, кажется, с его плеч свалился груз, как будто ему удалось убедить себя, что он в одиночку избавил свой родной город от коррупции и дьявола, но этого в фильме нет. Дело в том, откажется ли он от своей практики линчевателя или просто продолжит жить в другом городе, где, по его мнению, есть люди, нуждающиеся в спасении. 

Радиопередача в финальной сцене фильма предполагает, что Арвин может присоединиться к вооруженным силам — принять участие в войне во Вьетнаме. Таким образом, может повториться цикл насилия, начатый его отцом.

Карл и Сэнди могут показаться неуместными в более широком повествовании истории Нокемстифа и сюжета фильма, но они действительно связаны с общим сюжетом. Пара серийных убийц раскрывают еще одну важную тему фильма — дьявол повсюду. 

Хотя они из соседнего города Мида, а не из Нокемстифа, они встречаются в той же закусочной, где Уиллард встречает свою жену Шарлотту в тот же день. Это могло быть совпадением или другой умной метафорой, предполагающей, что тьма скрывается за каждым углом, даже там, где одновременно происходит хорошее. 

Подобно тому, как Уиллард встречает любовь всей своей жизни, Карл и Сэнди находят родственные души друг в друге. Карл — фотограф, ищущий натуру. Сэнди предоставляет ему это и многое другое. 

Он и Сэнди в конечном итоге заманивают своих жертв, подбирая автостопщиков, затем Сэнди убеждает их позировать с ней на скандальных фотографиях, прежде чем жертвы будут убиты и сфотографированы после смерти.

Поскольку роман Поллока написан по частям, каждая из которых посвящена отдельному персонажу или аспекту большей истории, есть смысл, что Карл и Сэнди воспринимаются как отдельные персонажи. 

Тем не менее, авторы вписывают их в сюжет фильма не как второстепенных персонажей, а как способ показать, что мир за пределами Нокемстифа столь же бессмысленно жесток, и порочность обнаруживается вне досягаемости Арвина. В конце концов, никто в картине не является героем; они могут думать, что их методы и поведение каким-то образом связаны с более высокой целью, но это просто неправда. 

В конце концов, все они просто ищут то, во что можно верить, и чаще всего герои фильма делают все возможное, чтобы найти свое собственное определение света, успеха или личного удовлетворения, достижение которых, как показывает фильм, сопряжено с трагедией.

ДАЛЬШЕ: Как понять концовку фильма  «Придержи тьму»?