Перейти к материалам
истории

После «Довода» хочется спросить: что это было? Что ж, мы попробовали ответить на главные вопросы: что случилось в финале? Кто такой Нил? Что там со временем? Что о фильме говорят ученые?

Источник: Meduza
«Каро-Премьер»

В начале сентября в России начали показывать «Довод» (в некоторых крупных городах прокат начался позже) — и все это время зрители шутят над инвертированным сюжетом сверхзапутанного фильма Кристофера Нолана и спорят, гений он — или в этот раз что-то пошло не так. И хотя действие в этом кино развивается более логичным образом, чем кажется с первого взгляда, изящества «Начала» Нолан явно не достиг — именно поэтому после фильма нужно посмотреть десятки видео и прочитать кучу фанатских обсуждений, чтобы понять, что хотел сказать автор. «Медуза» собрала основные вопросы к фильму в одном материале и попыталась ответить на них максимально подробно.

Осторожно!! Этот текст напичкан спойлерами, они повсюду, просто везде! Не успеете начать читать, там сразу спойлеры. Если еще не смотрели «Довод», не читайте текст ниже прямо сейчас, а вернитесь к нему после похода в кино. Чтобы вы случайно не увидели спойлер, мы ниже поставим трейлер «Довода», чтобы он занимал побольше места.
Warner Bros. Pictures

Сюжет кратко

Мир будущего на грани катастрофы — леса горят, а моря высыхают. Поэтому таинственная организация решает уничтожить прошлое, инвертировав его. Ей противостоит организация «Довод», которая хочет остановить апокалипсис в прошлом. «Доводом» управляет главный герой фильма Протагонист — но мы об этом узнаем только в самом конце картины. Он посылает в прошлое человека по имени Нил, а еще вербует там сам себя, чтобы предотвратить конец света. Чтобы это сделать, Протагонисту из прошлого необходимо забрать у русского олигарха Андрея Сатора «Алгоритм» — механизм, который может инвертировать энтропию всего и уничтожить мир. Протагонист и Нил мешают Сатору сделать это — и мир не рушится.

Сюжет некратко. В хронологическом порядке

В Киеве захватывают оперный театр. Протагонист участвует в операции спасения заложников, однако его цель — забрать деталь «Алгоритма» у агента (правда, он в этот момент еще не знает, что это такое). Во время операции на Протагониста нападают, но его спасает неизвестный с красным брелком на рюкзаке — он стреляет инвертированной пулей в человека, который хочет убить Протагониста. Протагонист спасает часть «Алгоритма». Однако что-то идет не так, и героя связывают и пытают, в частности, ему вырывают зубы. Во время пытки Протагонисту удается выпить капсулу с ядом, но она его не убивает — он только впадает в кому, во время которой оказывается на корабле, где приходит в себя. Там человек без имени говорит ему, что это был тест и он его прошел. Теперь он в «Доводе», тайной организации, которая спасает мир от катастрофы. Чтобы распознать своих, члену «Довода» нужно сказать слово «довод» и скрестить пальцы на руках. После этого протагонист живет и восстанавливает силы на ветряке, стоящем среди моря.

Черная ось — основной сюжет. Синяя — инвертированные события (движение во времени в обратном направлении). Красная — события в прошлом, идущие в обычном направлении, вперед. Первое событие в фильме обозначено крупной точкой — это захват оперы.

Протагониста отвозят в лабораторию, где девушка-ученый объясняет ему, от чего нужно спасти планету — от людей из будущего, которые хотят уничтожить прошлое с помощью инвертированного оружия. Она показывает Протагонисту инвертированные пули, которые летят из мишени в пистолет. Такие пули наносят еще более страшные раны, чем обычные, говорит ученый. Протагонист решает узнать, кто хочет уничтожить мир, — и отправляется в Мумбаи, чтобы встретиться с торговцем оружием, поставщиком этих пуль. Там он знакомится с Нилом — вроде бы человеком «Довода», который почему-то все знает о Протагонисте, даже напиток, который он никогда не стал бы пить. Вместе они проникают в квартиру торговца оружием, но выясняется, что главная в этом бизнесе его жена — Прия, и она тоже состоит в «Доводе».

Прия рассказывает, что продавала оружие русскому олигарху Андрею Сатору, но тогда оно еще не было инвертированным. В Лондоне, где живет Сатор, протагонист встречается с Майклом Кросби из британской разведки (вы его наверняка узнали, это актер Майкл Кейн), который советует подобраться к олигарху через его жену Кэт — та случайно продала мужу поддельную картину Гойи, что можно использовать как аргумент в переговорах с ней. Протагонист встречается с Кэт и узнает, что Сатор шантажирует жену после случая с картиной и угрожает отнять ее ребенка, хотя они все еще вместе. Протагонист предлагает Кэт уладить проблему с картиной в обмен на знакомство с Сатором. В ресторане, где Протагонист встречается с Кэт, завязывается драка между ним и людьми Сатора.

Нил и Протагонист понимают, что вместе со своими картинами Сатор хранит что-то очень важное в хранилище в Осло — и они решают его взломать. Для этого они угоняют грузовой самолет и пробивают им стену хранилища. Внутри они сталкиваются с двумя людьми в масках, одним инвертированным — он дерется с Протагонистом и стреляет «наоборот», и другим, живущим в обычном времени, — Нил сначала борется с ним, но потом снимает с него маску и, увидев лицо, отпускает. Зрители лица человека в маске не видят.

Прия рассказывает Протагонисту, что у Сатора есть бизнес, связанный с плутонием, и что у него есть связь с людьми из будущего. Протагонист отправляется на ужин с Сатором, а затем на лодочную прогулку с ним же, на которой Кэт пытается убить мужа, но Протагонист спасает его. На лодке они договариваются, что Протагонист поможет организовать сделку по плутонию, который должны переправить в Эстонию (на самом деле это не просто плутоний, а часть «Алгоритма», который должен уничтожить мир). В Таллине Протагонист пытается выкрасть часть «Алгоритма» — в соответствии с заранее подготовленным планом он окружает машину с плутонием другими автомобилями и крадет груз. Но вдруг на дороге появляется инвертированный Сатор, который едет на машине задом наперед и угрожает убить сидящую в машине и явно не инвертированную Кэт. Протагонист кидает ему пустой кейс от части «Алгоритма», а саму часть незаметно закидывает в третью машину, проезжающую между его автомобилем и инвертированной машиной Сатора. Протагонист спасает Кэт из несущейся в обратном направлении машины, однако люди Сатора все равно их захватывают.

В комнате с временными турникетами инвертированный Сатор узнает у Протагониста, где та часть «Алгоритма», которой не оказалось в кейсе (тот обманывает олигарха и называет другое место), Сатор стреляет в Кэт инвертированной пулей и отправляется дальше в прошлое, чтобы забрать часть «Алгоритма». Протагонист переходит сквозь турникет и тем самым инвертирует себя, в этот момент герой впервые оказывается в прошлом — чтобы не задохнуться от «обратного» дыхания, он надевает маску, чайки вокруг него летят назад, лодки пятятся. В прошлом Протагонист садится за руль и возвращается к сцене погони — теперь мы понимаем, что именно он был в третьей машине, куда сам же закинул часть «Алгоритма». Понимает это и Сатор, дождавшийся Протагониста в прошлом — когда тот попадает в аварию, злодей забирает то, что искал (но зрители этого не видят).

Протагониста спасают от переохлаждения после того, как его машина взорвалась — инвертированные взрывы не выделяют энергию, а поглощают ее, поэтому в их эпицентре образуется лед и можно замерзнуть. Протагонист, Нил и раненая Кэт отправляются еще дальше в прошлое — в день взрыва хранилища в Осло. Это нужно, чтобы рана от инвертированной пули так быстро не убивала Кэт — там ее снова инвертируют и рана станет обычной. В Осло они понимают, что люди в маске, с которыми они столкнулись во время ограбления, — это были два Протагониста (инвертированный, то есть тот, за которым зритель следит в этой части фильма, и вернувшийся сквозь турникет в эту же секунду в нормальное время — именно его лицо видит Нил, поэтому он его отпускает). В Осло Кэт инвертируют, ее рана больше ее не убивает. В этом же времени Протагонист вновь встречается с Прией — и просит ее не отправлять его грабить Сатора в Таллин, чтобы всего этого не случилось, но она отказывается, потому что «все, что должно произойти — произойдет».

Кэт, Протагонист и Нил понимают, что теперь в руках Сатора находятся все девять частей «Алгоритма» и мир на грани катастрофы. Также они понимают, что сигналом к активации оружия, который поступит с его фитнес-браслета, будет смерть Сатора — на самом деле он тяжело болен и хочет забрать весь мир с собой, когда умрет. Герои снова отправляются в прошлое, в самое начало истории — еще до событий в Киевской опере, — где планируют выкрасть алгоритм из хранилища в родном городе Сатора в Сибири (Стальск-12). В это время Кэт была с олигархом на яхте во Вьетнаме, где они поругались, — теперь ей предстоит снова там оказаться и не дать ему умереть, чтобы он не активировал алгоритм.

Параллельно две группы из «Довода» в Стальске-12 пытаются добраться до хранилища с «Алгоритмом». Одна инвертирована и движется наоборот — это синяя команда, в ней — Нил. Их миссия — зачистить территорию, чтобы вторая команда, которая двигается во времени вперед — красная, в ней находится Протагонист, — могла добраться до хранилища. Они делают это одновременно, но в разных временных направлениях. Операция длится 10 минут, и в самом финале Протагонист оказывается в хранилище, однако, не дождавшись его команды, Кэт не выдерживает и убивает Сатора на яхте. К этой секунде Протагонист успевает завладеть «Алгоритмом» и с помощью Нила (тот во время миссии вернулся во времени и догнал Протагониста) покинул хранилище за секунду до взрыва, вызванного смерью Сатора. У Нила на рюкзаке — красный брелок. После спасения глава красной команды предлагает поделить «Алгоритм» на три части — между ним, Протагонистом и Нилом, — спрятать его и каждому убить себя, чтобы никто это оружие не нашел. Но Нил отдает свою часть Протагонисту — ведь ему, Нилу, еще нужно вернуться в прошлое, чтобы открыть главному герою дверь в хранилище с «Алгоритмом». Нил объясняет Протагонисту, что сам Протагонист — основатель «Довода» и он нанял Нила в будущем для всей этой операции. Так как в скором времени Нила убьют в хранилище, для него это последняя встреча с главным героем, но для Протагониста это только начало дружбы. По красному брелку Протагонист понимает, что человек, спасший его в опере, — это тоже был Нил. После этого Нил переходит в прошлое.

Протагонист оказывается в финальной точке истории — уже после всех событий он получает записанное голосовое сообщение от Кэт, которая подозревает, что за ней следят. За ней действительно следят — это Прия, которая «подчищает хвосты», то есть убивает случайных людей, посвященных в тайну «Довода». Протагонист убивает Прию — и Кэт вместе со своим сыном продолжают обычную жизнь.

Давайте с самого начала. Что значит инвертировать? Это как путешествие во времени?

Скорее нет, чем да. Инвертирование — это движение по той же временной оси, но в другом направлении. То есть это не параллельное измерение и не прошлое, в которое можно вернуться и помолодеть, — это русло той же самой реки, по которому можно подняться выше (с помощью инвертирующих турникетов) и снова прожить все, что будет ниже по течению. Есть и другой вариант — можно подняться выше по течению и пойти против него — тогда все вокруг вас будет двигаться наоборот: чайки будут летать спиной, а пули будут влетать в пистолеты.

Человек, который инвертировался, не молодеет — процессы старения в его организме не прекращаются; если он будет 20 лет жить наоборот, он не помолодеет, а постареет на 20 лет. При этом в инвертированном мире все процессы вокруг человека идут в обратном направлении — вдыхается углекислый газ и выдыхается кислород (поэтому инвертированным людям нужны маски, чтобы дышать в прошлом), после взрыва предметы леденеют. Это в фильме называют обратной энтропией — как если бы остывший кофе снова стал горячим, а разбитая ваза склеилась бы из кусочков.

А это вообще научно?

Физик Марат Хамадеев подробно рассказал о том, какие физические концепции Нолан использовал в фильме. Его полный разбор можно прочитать здесь. Мы попытаемся его пересказать.

Для начала нужно смириться с тем, что к «Доводу» не стоит относиться как к серьезной иллюстрации настоящих физических законов, это всего лишь фантазия режиссера на эту тему. Тем не менее у нее есть научная база: к созданию фильма Нолан вновь привлек лауреата Нобелевской премии, физика Кипа Торна, который уже помогал делать ему «Интерстеллар».

Нолан использовал четыре концепции:

  • Античастицы. В фильме инвертированным людям нельзя соприкасаться со своими «обычными» копиями во избежание аннигиляции и исчезновения обоих. Точно так же происходит в физике — когда частица (например, электрон) соприкасается со своей античастицей (например, позитроном), они аннигилируют. Принцип использован красивый, но есть одно но — если бы в «Доводе» все было на самом деле по законам физики, тогда инвертированные люди исчезали бы не только при встрече с антиподом, но и при встрече с «положительным» всем: воздухом, асфальтом или чем-то другим.
  • СРТ-инвариантность. В квантовой теории поля частицы могут двигаться обратно во времени — и именно эту концепцию использует в фильме Нолан. Однако обратное движение вовсе не гарантирует то, что «вернувшись» на место, частицы будут взаимодействовать друг с другом с той же вероятностью. Например, аннигиляция электрона и позитрона вызывает излучение двух гамма-квантов, а взаимодействие этих гамма-квантов может привести к рождению этой же электрон-позитронной пары. Однако вероятности двух этих процессов («прямой» и «обратный») в реальности, в отличие от фильма, разные. То есть если «квантовая ваза» разобьется и осколки даже снова соберутся по своим местам — не факт, что они склеятся обратно.
  • Одноэлектронная Вселенная. Та самая теория Уиллера и Фейнмана, которую упоминает Нил. Идея этих ученых (которая, однако, не подтверждается в реальности) заключалась в том, что все электроны во Вселенной — это один и тот же электрон, который просто находится в разных точках пространства и времени (и если он меняет направление во времени, то, соответственно, меняет и свой знак). Похоже на главного героя, неправда ли? Он тоже путешествует по времени и постоянно «меняет свой знак», но при этом это все тот же один-единственный Протагонист, который связывает собой всю историю. Кстати, именно эта идея спасает нас от парадокса убитого дедушки — нет никакого парадокса, просто вот такое причудливое движение было у этой частицы.
  • Энтропия. У Нолана направление энтропии напрямую связано со временем. Инвертированные объекты — это как бы объекты, которые двигаются во времени назад. Однако в физике такой связи нет, даже если время обернется вспять, не факт, что энтропия какого либо вещества «понизится». И наоборот — в обычном времени в лабораториях люди работают с антивеществом, но время вокруг него не меняет своего направления. Так что тут Нолан нафантазировал.

«Подводя некоторый итог, мне хотелось бы отметить, что идея инверсии времени, описанная Ноланом в „Доводе“, черпает вдохновение из довольно специфических разделов фундаментальной физики. Мне кажется, что многие из тех, кто, как и автор этого текста, когда-то изучал в университете концепцию инверсии времени у античастиц, фантазировали на тему того, как бы это могло проявить себя на макромасштабе. И то, что Нолан заручился поддержкой Кипа Торна и смог реализовать эту студенческую мечту перед массовым зрителем, вызывает искреннее желание сказать ему спасибо, даже несмотря на то, что при скрупулезном анализе она не выдерживает никакой критики. Впрочем, а какая выдерживает?» — пишет в своем разборе Марат Хамадеев.

Если не вдаваться в подробности, все равно стоит отметить, что Нолан не просто создал свою историю, он опирался на существующие современные физические концепции — помогал ему в этом лауреат Нобелевской премии, физик-теоретик Кип Торн. Однако не стоит относиться к «Доводу» как к точной иллюстрации этих идей — это всего лишь художественное произведение, события в котором режиссер попытался обосновать наукой. Именно поэтому его история так далека от привычных сюжетов о машине времени — с точки зрения физики это сказки. А вот инверсия — это концепция, которую можно взять за основу.

А зачем вообще людям из будущего убивать людей из прошлого?

Их настигла экологическая катастрофа, и поэтому они хотят вернуться в прошлое и попробовать прожить эту жизнь еще раз без вреда для планеты. Но для этого им необходимо стереть людей из прошлого.

Но если они убьют людей в прошлом, их будущее наступит?

Они верят, что да. Нил в фильме называет это парадоксом убитого дедушки: если мы убьем своего дедушку в прошлом, то не родимся. Но если мы не родимся, кто же его тогда убьет? Ответа нет, но люди из будущего уверены, что взрыв «Алгоритма» в прошлом их не убьет, а просто очистит временную ось от людей.

А что за «Алгоритм»?

Это оружие, созданное некой женщиной-ученым, которое она разделила на девять частей и спрятала по всему миру в прошлом, чтобы люди его не нашли и не могли им воспользоваться. Но они нашли! Подросток Андрей Сатор из сибирского закрытого города Стальск-12 однажды откопал один из фрагментов, на чем и сделал целое состояние: люди из будущего наняли его, чтобы он искал все фрагменты, и платили ему за это золотом. Если собрать все части вместе и привести механизм в действие (например, остановкой фитнес-браслета Сатора, остановкой его сердца), то оно инвертирует всю энтропию на Земле и все умрут.

Протагонист — кто он такой?

Мы точно не знаем. В начале фильма он обычный наемник, который притворяется украинским омоновцем, а на самом деле охотится за частью «Алгоритма». Потом он — агент «Довода», который должен спасти «Алгоритм» от уничтожения, а мир — от конца света. В финале выясняется, что он — основатель «Довода», создавший эту организацию в будущем и пославший Нила помогать себе в прошлое. Однако мы мало знаем о его мотивации и его прошлом. Кстати, фильм сильно критикуют за то, что у героев почти нет характеров и личной истории.

А Нил — это кто?

Загадочный путешественник во времени, который познакомился с Протагонистом в будущем и отправился в прошлое, чтобы спасти вместе с ним мир. Именно поэтому он знает о Протагонисте все — он уже был знаком с ним в будущем, откуда прибыл. Но есть еще более интересная теория: многие фанаты считают, что Нил — это повзрослевший за время путешествий во времени сын Кейт. В таком случае он обязан Протагонисту жизнью своей матери. Хотя, кажется, он бы не продержался столько лет в прошлом — это же сколько нужно было ходить в маске!

«Каро-Премьер»

Сцена с красной и синей группой в конце. Ничего не понятно :(

Не печальтесь, вы не одни — даже после повторного просмотра непросто восстановить цепь событий.

Итак, вот что там произошло: две команды «Довода» должны были проникнуть в хранилище в Стальске-12 и обезвредить «Алгоритм», который должен был инвертировать все живое. Красная команда с Протагонистом двигалась в обычном времени. Синяя с Нилом — двигалась назад во времени. При этом они действовали в одном и том же отрезке времени — 10 минут; только у красных время на часах возрастало, а у синих — убывало. Кстати, отсюда и название фильма — Tenet, — в слове заключены две десятки, обычная ten и обратная net.

Синие должны были зачистить территорию от препятствий и людей Сатора. Красные должны были пройти по освобожденной территории и забрать «Алгоритм». Отличать, где кто, не всегда просто, но помогает, например, музыка: если вы прислушаетесь, то поймете, что синяя команда двигается под мелодию, проигранную задом наперед.

Самое интересное в этой сцене происходит с Нилом — если пойдете смотреть второй раз, следите именно за ним. Он выходит вместе с синей группой, но на полпути замечает, что выход из хранилища, в котором находится Протагонист, заваливает камнями из-за взрыва. Тогда Нил снова добирается до турникета и переходит в настоящее время, чтобы предупредить Протагониста об опасности. Он не успевает, выход все равно заваливает, но он придумывает, как вытащить героев из хранилища, и кидает им трос — они хватаются за него и в момент взрыва из-за смерти Сатора он вытягивает их вместе с целехоньким «Алгоритмом». Затем Нил объясняет Протагонисту, что к чему, — и снова отправляется назад во времени, чтобы открыть Протагонисту дверь в хранилище с «Алгоритмом», где инвертированного Нила и убивают. На его рюкзаке — все тот же красный брелок.

Tenet — это только две десятки или что-то еще?

Нолан использовал в фильме части известного латинского палиндрома SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS, обнаруженного в городе Помпеи. Сатор — фамилия главного героя, Арепо — фамилия любовника Кэт, который снабдил ее поддельным Гойей. Тенет — «Довод». Опера — видимо, киевская. Ротас — компания, связанная с Сатором.

Интересно, что и жест, по которому опознают членов довода — скрещенные пальцы двух рук, — тоже символичен: это переплетение прошлого и будущего (этот процесс Нил показывает Кэт именно так).

Но есть и другое объяснение слова Tenet — это фамилия главы ЦРУ Джорджа Тенета, который возглавлял управление с 1996 по 2004 год, то есть во время террористических атак на США. Соответственно, люди, которым нравится эта теория, считают, что «Довод» — это фильм об 11 сентября.

Помогают следить за временем действия и цвета. Красный — это всегда настоящее (кажется, это касается и нарядов Кэт — в сцене, где в нее стреляет инвертированный муж, она в красном платье, что как бы обозначает ее принадлежность к настоящему времени), а синий — всегда прошлое. Инвертированный Сатор находится в синей комнате, синяя команда движется вспять, даже в хранилище на полу в Осло линии словно обозначают, где именно появится инвертированный Протагонист в маске. Там, где синяя! И это, кстати, опять связано с физикой — вероятно, это отсылка к мысленному эксперименту «Демон Максвелла», в котором фигурируют быстрые (горячие, красные) частицы и медленные (холодные, синие) частицы.

А как это все снимали?

Об этом нам расскажет актер Юрий Колокольников, сыгравший в «Доводе» роль русского головореза Волкова, помощника Сатора. Вот что он говорит в интервью «КиноПоиску»: «Вся погоня на шоссе тоже ведь в инверсии снималась, в режиме реального времени. Двигатели и систему автомобилей переделали, чтобы машины могли ехать задом с большой скоростью. Все эти поездки мы отрабатывали на отдельном полигоне, бывшей взлетной полосе военного аэродрома. Потом уже снимали на реальном восьмиполосном шоссе, которое полностью блокировали. Это, наверное, была самая большая съемочная площадка в моем опыте, протяженностью семь километров». Завораживает!

TENET- Behind the Scenes Exclusive
Warner Bros. Pictures

Наталья Гредина