«Частная война»: Зона отчуждения

Ефим Гугнин,

Частная война / Private War
Режиссер: Мэтт Хейнеман
В главных ролях: Розамунд Пайк, Джейми Дорнан, Том Холландер, Стэнли Туччи, Грег Уайз, Александра Моэн
Дата премьеры в РФ: 7 марта 2019

Мэри Колвин (Розамунд Пайк) — известный военный корреспондент, не вылезающая из «горячих точек» по всему миру. Она, возможно, лучшая в своем деле и от этого страдает. Уже немолодая, израненная психически и физически, Мэри продолжает раз за разом возвращаться на опасную работу, не в силах остепениться и начать жить как все.

Рано или поздно кинематографисты должны были обратить внимание на историю Мэри Колвин, отважной журналистки, которая, даже потеряв глаз, не прекратила бросаться в самое пекло военных конфликтов. В ней есть героизм, трагизм, психологизм и прочие подобные «-измы» — легко представить, как из этого рождается возвышенная академическая драма а-ля Спилберг и идет собирать всевозможные «Оскары». Но пути экранизаций неисповедимы, и материал достался Мэтту Хейнеману («Земля картелей»), документалисту, который игрового кино раньше не снимал. Человеку, явно не очень заинтересованному в традиционном подходе к таким сюжетам.

Хейнеман не стремится дословно перенести условную статью из Википедии, рассказать, что Мэри за человек и как докатилась до такого. Фильм интересует «здесь и сейчас», он настойчиво вглядывается в эфемерную «суть» жизни и существования героини, пытается поймать ее и осмыслить исключительно техническими средствами. В иные моменты «Частная война» и вовсе напоминает кино хроникальное — не внешне, конечно, но по методу действия.

Смысл здесь рождается не столько из содержания сцен, сколько из того, как Хейнеман их сталкивает между собой: без всяких предупреждений меняет военные декорации на мирные или практически рифмует сцену секса с тем, как Мэри пишет статью о погибших детях в Ираке. Ясно, что закаленная журналистка скорее всего так и воспринимала свою жизнь: как чехарду «мир-война-мир-война», без передышек и времени на сторонние мелкие драмы.

Документальный язык Хейнемана любопытен сам по себе, но он, к сожалению, вступает в конфликт с языком вербальным: речами из интервью и назидательными монологами экранной Колвин. Она многократно повторяет, что причина ее деятельности — в том, что ей патологически «не наплевать» на всех страждущих и покалеченных. При этом сам фильм будто убеждает нас в обратном: рисует Мэри как человека, для которого слезы по убитым стали частью рутины.

Не зря ведь перед тем, как поплакать над братской могилой жертв Саддама Хусейна, она спокойно, почти цинично записывает о происходящем в блокнот. Да и в целом поездки по «горячим точкам», как их описывает фильм, ограничиваются поиском самой слезливой истории о голодающих женщинах и детях — то, что, идеально сработало бы в доке, но в игровом кино выглядит манипуляцией.

A-Private-War

Собственно, из нежелания (или неспособности) режиссера адаптироваться под новый формат, и вытекают все главные проблемы «Частной войны». Фильм так и не может найти свой голос, кидается из одной стилистической крайности в другую. Картина то напоминает британскую ТВ-драму, то копирует вильневские ночи из «Убийцы», то вдруг — ровно в одной сцене — и вовсе уходит в мокьюментари.

И даже Розамунд Пайк, проделавшая невероятную работу, особенно по части голоса (в конце фильма для сравнения зрителю включают интервью реальной Колвин) — не всегда понимает, как и что тут играть. Потому что, очевидно, Хейнеман привык работать с героями, а не актерами, и копировать действительность режиссеру удается намного хуже, чем ее фиксировать.