27.08.2015 15:00
    Поделиться

    В прокат вышел комедийный боевик с Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт

    В американской глуши живет Майк Хауэлл (Джесси Айзенберг) - довольно жалкое создание, способное только на несложную работу кассира в круглосуточном магазине. У Хауэлла есть три увлечения: марихуана, которую он курит чаще, чем ходит по малой нужде; комиксы о приключениях обезьяны в космосе, которые он сам рисует и любимая девушка Фиби (Кристен Стюарт), которая непонятно как у него при таком образе жизни завелась.

    Пока Хауэлл не находит в себе моральных сил полететь на Гавайи, где он планировал сделать Фиби предложение, в далекой штаб-квартире ЦРУ неприятный карьерист Йейтс (Тофер Грейс) единолично принимает решение свернуть секретную экспериментальную программу "Мудрец". Для этого нужно ликвидировать один подопытный образец. Коллега Йейтса Виктория Лассетер (Кони Бриттон), в свое время рулившая "Мудрецом", резко против, но ей не хватает веса ему помешать. Тогда она отправляется к Хауэллу и, выпучив глаза, сообщает ему какую-то чушь про мандельбротов. Чушь оказывается активирующим паролем, поэтому когда по душу Хауэлла рядом с магазином объявятся головорезы из спецотряда ЦРУ, любовно собранного в психбольницах страны, кассир внезапно обнаружит в себе способности, о которых он и не подозревал. Например, как умертвить двоих громил обычной столовой ложкой.

    Режиссер Нима Нуризаде дебютировал три года назад с молодежной комедией "Проект X", которая оставила автора этих строк в некотором недоумении: как механизм развлечения тот фильм работал исправно, но одновременно поражал нарочитым желанием раскурочить законы жанра. Причем речь тут идет не о какой-то сложной авторской концепции или принципе постмодернистского коктейля. Нет, Нуризаде подошел к субжанру комедии о подростковом спермотоксикозе с отбойным молотком и влупил ему по самое не хочу - "Проект Х", в котором рассказывается о старшеклассниках, позвавших на вечеринку весь город, из комедии бодро мутировал в бравурный гимн стихии разрушения. Всю вторую половину фильма обезумевшая толпа подвыпивших подростков в щепки разносит декорации, а кое-кто из персонажей не обходится без разной степени тяжести телесных повреждений. В 2012-м, впрочем, можно было найти удивительной метаморфозе фильма более-менее разумное объяснение - мол, режиссер проводит метафорическую параллель с гормональным бунтом, происходящим в юном организме. После "Ультраамериканцев" приходится признать, что подобные пассажи - лукавство и любовь к завиральным концепциям. Второй фильм Нуризаде если в чем и убеждает, то лишь в наличии у режиссера фетиша - он просто любит, когда на экране все рушится, а кровь при этом льется рекой.

    Чтобы включить режим настоящего театра жестокости, бессмысленного и беспощадного, Нуризаде уже не требуется особо много времени на раскачку - персонажи начинают колошматить и дырявить друг друга всем, что попадается под руку минуты примерно с двадцатой и изредка делают перерыв лишь ради какого-нибудь остроумного гэга. Насилие у Нуризаде при этом не особенно физиологично - это, безусловно, не "пыточная порнография" дешевых фильмов ужасов. И даже не кровавый угар азиатских триллеров. Но и не изящный балет, как в фильмах Тарантино или (более релевантный пример в наши дни) Мэтью Вона. В любом случае особенно оправданным насилие в "Ультраамериканцах" не выглядит - если бы кровь здесь лилась чуть менее интенсивно, фильм ничего бы не потерял. А в маниакальном любовании режиссером все новыми потоками крови, за которым он наблюдает, по-киномански подмигивая насмотренному зрителю, есть что-то противоестественное.

    С киноманскими заигрываниями история вообще особая. По части референсов и цитат у "Ультраамериканцев" разношерстная и почтенная генеалогия. Концептуально они являются гремучей смесью "Кандидата от Манчжурии", "Прирожденных убийц" и "Ананасового экспресса". Также внутри фильма прячутся красноречивые отсылы к "Терминатору", "Олдбою" и "Побегу из Нью-Йорка". Но все это, положа руку на сердце, нисколько не греет - каждая из таких цитат выглядит лишь как дежурное любование режиссера самим собой: смотрите, а я и вот так умею. Но главная проблема "Ультраамериканцев" заключается и в том, что за азартным стремлением самыми разнообразными способами покалечить как можно большее количество персонажей скрывается их тотальная сценарная беспомощность. В сюжете зияют дыры таких размеров, что сложно не схватиться за голову. Как один агент может инициировать операцию, против которой выступают вообще все, включая его начальство? Почему ЦРУ решило ликвидировать только одного члена программы "Мудрец"? Для чего вообще была разработана эта программа? Ответить на эти вопросы элементарно, но даже намека на ответ в фильме не имеется. Потому что куда проще красиво взорвать какой-нибудь магазин и залить кадр вязкой красной жидкостью, чем снять по-настоящему осмысленный фильм.

    Поделиться