«Экипаж» с Владимиром Машковым и Данилой Козловским. Мне бы в небо

«Экипаж» с Владимиром Машковым и Данилой Козловским. Мне бы в небо
Постер фильма "Экипаж"

История нового российского блокбастера «Экипаж» началась неожиданно и очень кинематографично: «Когда я увидел материалы к «Экипажу» Роберта Земекиса в 2012-м в Каннах, я был настолько впечатлен, что у меня появилась идея создать фильм про наших летчиков гражданской авиации, — рассказывает генеральный директор «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» продюсер Леонид Верещагин. — Помня о том, что Николай Лебедев, с которым мы только что закончили «Легенду №17», говорил мне, как хотел бы сделать фильм- катастрофу, я набрал его номер».

«Леонид Верещагин, предложивший мне идею проекта, не знал, что «Экипаж» — моя любимая картина. Когда-то она перевернула мое сознание. Я бредил ею», — вспоминает Николай Лебедев. — Я рисовал раскадровки и писал сценарии катастроф в стиле ленты Митты, поджигал игрушечные самолетики, снимая процесс на 8-миллиметровую пленку, и коллекционировал газетные вырезки, посвященные фильму. Если бы кто-нибудь тогда сказал мне, что спустя много лет Никита Михалков и Александр Митта будут уговаривать меня снять собственный «Экипаж», я бы от счастья сошел с ума… А впрочем, тогда я бы в это ни за что не поверил».

«Я согласен с Николаем: можно только позавидовать режиссеру, с которым на проекте бок о бок работают два великих мэтра — Митта в качестве консультанта, а Михалков как продюсер, — считает Верещагин. — В любой сложной ситуации он всегда мог рассчитывать на их поддержку и совет».

И все же первый ответ режиссера на предложение удивил: «Что вы, как можно? Это все равно что заново снять «Броненосец «Потемкин»!» Чтобы развеять свои опасения, Лебедев отправился к самому Александру Митте. «Ты что, собираешься отказаться? Даже не вздумай! Все получится! Я тебе помогу», — поддержал его создатель советского «Экипажа».

«Однако ключевую роль сыграли вера в проект и авторитет Никиты Сергеевича, — добавляет Верещагин. — Именно он окончательно убедил Лебедева взяться за дело и в процессе работы помогал и поддерживал его как режиссер режиссера, а нас с Антоном Златопольским — как продюсер».

Несмотря на то что «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» специализируется на масштабных проектах, фильм стал вызовом и для нее. На один только сценарий ушло целых два года. Выкупив у «Мосфильма» право назвать проект «Экипажем», руководители студии твердо решили: ремейком в классическом понимании слова новая картина стать не должна — это будет совершенно другая, самостоятельная история.

Помимо названия, вызывающего у зрителей нужный ассоциативный ряд, из фильма Митты были позаимствованы разве что тема и жанр. Как в любой другой истории, посвященной гражданской авиации, здесь есть самолеты, которые взлетают и идут на посадку, и члены экипажа, подолгу оторванные от дома и нормальной человеческой жизни.

Как в любом другом фильме-катастрофе, здесь происходят взрывы, рушатся здания, а на кону стоят жизни десятков людей. А чтобы подчеркнуть символическую связь с советской картиной, в ленте даже есть сцена с участием Александра Наумовича. Он снялся в небольшом ироничном камео в одном из эпизодов фильма.

Все исполнители ключевых ролей прошли перед съемками сложные пробы. Миновать этот этап не удалось ни Даниле Козловскому, с которым команда студии, казалось бы, сработалась на «Легенде №17», ни  уже мэтру нашего кино Владимиру Машкову. Благодаря скрупулезным поискам лучших образов была найдена и Агне Грудите — литовская красавица, которая сыграла в «Экипаже» второго пилота.

«Она показалась мне почти инопланетным созданием», — прокомментировал режиссер свой выбор. И речь не только об интригующем прибалтийском акценте. Только Агне удалось смотреть на Козловского без немого восторга и обожания, которые читались в глазах остальных претенденток. Именно такой, по мнению авторов ленты, должна была быть героиня Александра — cильной, яркой, талантливой и неприступной.

И если масштабность и скрупулезный подход к работе сегодня становятся для компаний-мейджоров нормой, то тот факт, что Верещагину удалось договориться, чтобы в распоряжении съемочной группы оказались экспериментальные 3D-камеры IMAX, которые прибыли прямиком со съемок блокбастера Майкла Бэя «Трансформеры: Эпоха истребления», делает проект «Экипаж» беспрецедентным. Ведь до этого все отечественные картины, которые можно было увидеть в IMAX, лишь конвертировались в этот формат.

Но прежде чем оторвать проект от земли, Леонид Верещагин отправил весь летный состав — командира экипажа Машкова, стажера Козловского и второго пилота Грудите — на специальное обучение. Они летали на настоящих самолетах в Жуковском, изучали последовательность манипуляций с приборами и пультом на тренажерах, зубрили авиационные правила и терминологию, общались с действующими летчиками «Аэрофлота».

На шереметьевских тренажерах довелось «полетать» не только актерам, но и художнику-постановщику фильма Константину Мельникову («72 метра», «Гибель Империи»), для которого работа над «Экипажем» стала подарком судьбы. Как сын пилота он летал на разных типах самолетов с двухлетнего возраста. Но виртуальные полеты, организованные в Шереметьево для съемочной группы, поразили даже столь искушенного в авиационной тематике человека: «Потрясающий, ни с чем не сравнимый опыт! Нам показали, что происходит в кабине самолета во время сложных метеоусловий, — турбулентность, вибрации, грохот, ливень, бьющий в стекло…»

К работе над декорациями «Экипажа» Мельников подключил петербургскую компанию, которая занимается созданием подобных авиатренажеров. К началу съемочного периода были построены грузовой трюм и салон пассажирского лайнера, стоявший на так называемых гимблах — специальных приспособлениях высотой два с лишним метра, которые качали и трясли всю конструкцию, имитируя движения самолета в экстремальных условиях.

«Я считаю, что «Экипаж» — это одновременно продюсерский проект и авторский. Продюсерский — в силу своего масштаба. Большой бюджет, сложнейший, высокотехнологичный процесс — все это неизбежно приумножает роль людей моей профессии, — говорит продюсер Леонид Верещагин. — Авторский — потому что никакие усилия, никакие спецэффекты не будут иметь значение, если не создать в картине должную атмосферу, а это уже задача всех авторов».

Декорации кабин оснастили «рабочими» штурвалами, пультами и панелью управления, где во время съемок высвечивались точные показания для каждой конкретной ситуации. Сами кабины с сидящими в них актерами также можно было и «встряхивать», и наклонять — с помощью мощного гидравлического устройства, которое управлялось с компьютера.

Роль столичного аэровокзала исполнило Внуково. А вот аэропорт, расположенный на вымышленном острове Канву, пришлось строить с нуля. Огромную декорацию, на фоне которой разворачиваются основные события, возвели в подмосковном Жуковском. «Нам предоставили возможность построить собственный аэропорт у настоящей взлетно-посадочной полосы, — рассказывает Леонид Верещагин. — Это сразу дало нам дополнительные производственные возможности». Сюда пригнали действующие и списанные самолеты, пожарные машины, кареты скорой помощи, вертолеты и тягачи — именно здесь снимали сцены землетрясения, самые дорогостоящие и сложные в фильме.

Верещагин продолжает: «Все шло по плану, но потом возникло неожиданное препятствие, которое помог преодолеть Никита Сергеевич Михалков — под свою ответственность добился разрешения на допуск иностранных членов нашей съемочной группы на режимный объект в Жуковском».

Работали по ночам, с семи до семи, при любой погоде — на холоде, на пронизывающем ветру, под дождем, который переходил порой в мокрый снег. Но никому из членов съемочной группы не пришло в голову жаловаться на эти условия. «Масштаб происходящего поражал», — говорит Константин Мельников, не расстававшийся во время работы над «Экипажем» с отцовским знаком «500 тысяч километров налета».

Пылали здания. Взрывались и горели самолеты. Катастрофа казалась абсолютно реальной. Актеры, которых режиссер старательно вводил в пограничные состояния, переставали себя контролировать и по полной выкладывались в каждом дубле — второго шанса могло просто не быть.

«Но в этих сценах нам вообще не приходилось играть, — вспоминает Владимир Машков. — Нам и правда было то холодно от ветра, то жарко от огня. И всегда — по-настоящему страшно». «После каждой ночной смены я уезжала с одной-единственной мыслью. Как хорошо, что это просто кино. Какое счастье, что с нами ничего подобного не происходит…» — восклицает Агне Грудите.

О сложности съемок говорит хотя бы тот факт, что на подготовку одного дубля могло уйти до шести часов напряженной, кропотливой работы всей группы. Но если на фоне удачных взрывов и разрушений актер не добивался нужных эмоций, Николай Лебедев без лишних колебаний принимал решение о пересъемке. «Потому что на первом месте у него не пиротехника, а люди, — объясняет Данила Козловский. — Потому что главный аттракцион этой картины — не катастрофа и спецэффекты, а человеческие истории и эмоции, а это самое ценное в кино».

И в этом смысле создатели нового «Экипажа» осознанно шли по стопам не только Александра Митты, но и Джеймса Кэмерона. Его «Титаник» — плавильный котел, в котором смешаны элементы бытовой мелодрамы, трагедии, романтической сказки и катастрофы. В конце концов, не так уж и важно, на фоне чего идет рассказ о человеческих судьбах — на фоне гибели непотопляемого корабля или крушения самолета. Важно лишь то, что в центре внимания — не катаклизмы, а люди. В этом  случае есть шанс создать не просто фильм- катастрофу. Но фильм-событие. Фильм-зрелище. Фильм-легенду.

«Экипаж» / Россия, 2016 г., 138 мин. Режиссер: Николай Лебедев. В ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Катерина Шпица, Сергей Газаров, Елена Яковлева, Сергей Шакуров, Вера Иванова, Татьяна Новик, Ян  Гэ. В прокате с 21 апреля (​«Централ Партнершип»)

Материалы по теме

  • 10 самых ожидаемых российских фильмов 2016 года

    12 января 2016 / Дмитрий Осташевский

    THR выбрал десять киноновинок 2016 года от самых маститых режиссеров последних десятилетий.

    Комментировать
  • 14 апреля в Москве состоялась премьера фильма «Экипаж»

    15 апреля 2016 / Редакция THR Russia

    Среди гостей кинотеатра «Октябрь» были Александр Митта, Владимир Мединский, Владимир Меньшов и многие другие представители творческой элиты.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus