Стиль
Впечатления Беда и женщины: премьера нового сериала HBO
Впечатления

Беда и женщины: премьера нового сериала HBO

Фото: kinopoisk.ru
20 февраля «Амедиатека» и канал Amedia Premium начинают показ долгожданного мини-сериала по роману Лианы Мориарти. «Большая маленькая ложь» появилась очень кстати — чтобы показать, что могут объединенные ненавистью женщины в в эпоху Дональда Трампа.
Почти в каждом эпизоде нового сериала HBO «Большая маленькая ложь» повторяется один и тот же прием — камера снимает сидящую за рулем героиню с заднего сидения, немного сбоку, как будто мы наблюдаем за ней в тот момент, когда она этого не замечает, и в то же время можно видеть часть дороги, по которой она едет. Этот слегка смещенный фокус наблюдения за героинями подходит для всего сериала — с одной стороны, это детектив об убийстве, которого нам не показывают (мы даже пока не знаем имени жертвы). С другой, авторов — сценариста Дэвида Келли, обладателя множества «Эмми» за сериалы «Практика» и «Элли МакБил», и режиссера Жан-Марка Валле («Далласский клуб покупателей», за роли в этом фильме Мэттью Макконахи и Джаред Лето получили «Оскары») больше, чем раскрытие убийства, интересует скучная ежедневная жизнь трех женщин, кульминацией которой станет ответ на вопрос, кто убил и почему. Это не столько классический детектив, сколько исследование быта и межличностных отношений в отдельно взятом сообществе зажиточного городка Монтерей в Калифорнии.

Валле известен своей резкой реалистичной манерой, которую раньше в художественных сериалах, особенно «женских», сложно было представить. Но стремление делать теледрамы максимально неслащавыми — тенденция времени. Если в свое время «Отчаянные домохозяйки» (которые по жанру тоже были детективом) оказались пригородным ответом урбанистического «Секса в большом городе», то «Большую маленькую ложь» можно считать домохозяечным ответом «Девочкам», если бы нью-йоркские девушки повзрослели, вышли замуж и переехали в тихий городок на американском западном побережье.

Кажется, у трех героинь «Большой маленькой лжи» мало общего. Риз Уизерспун играет Мэдлин Маккензи, невротичную домохозяйку, которая в свободное время занимается постановками в местном театре, закатывает сцены старшей дочери из-за ее дружбы с Бонни (Зои Кравиц), новой женой первого мужа, возит младшую в школу и вечно спорит с флегматичным супругом Эдом (Адам Скотт). Ее лучшая подруга Селеста (Николь Кидман вместе с Уизерспун выступила исполнительным продюсером сериала) замужем за занятым менеджером Перри (Александр Скарсгард), который любит распускать руки, агрессивный секс и мастурбацию по скайпу. Причины их дружбы с третьей подругой понять сложно. Джейн (Шейлин Вудли) — мать-одиночка, которая не может себе позволить не работать, и ее вечно гнетет мысль о том, что она родила от случайного пьяного встречного в баре (эта сюжетная линия позже и приведет к разгадке преступления).

 

 

На протяжении всего сериала основной сюжет прерывается на лжедокументальную съемку допроса свидетелей убийства, соседей главных героинь, которых удивляет эта странная дружба «популярных девочек» с замкнутой одиночкой Джейн: «Она просто не вписывается в нашу жизнь. Как будто кто-то припарковал старый грязный «приус» у входа в магазин Barneys».

Все же кое-что объединяющее Мэдлин, Селесту и Джейн есть. Сериал был задуман задолго по победы Дональда Трампа на выборах президента США. Демократическая половина страны видела своей следующей главой первую женщину Хиллари Клинтон, и этот почти свершившийся факт рассматривался как логический прогресс после восьмилетнего правления первого чернокожего президента. «Большая маленькая ложь» — исключительно «женский сериал», но не в том смысле, в каком «женскими» были «Секс в большом городе», «Отчаянные домохозяйки» или даже «Девочки». В отличие от своих предшественников, «Большая маленькая ложь» не пытается развлечь зрителей. Показывая ежедневную жизнь конфликтных привилегированных женщин, его создатели как будто хотят создать для своих героинь алиби, оправдать их существование, состоящее из мелких неприятностей, сомнений в правильности поступков и той самой маленькой лжи, которая к финалу приведет к раскрытию лжи большой.

Здесь мужчины не являются объектом вожделения или равноценными партнерами. Между двумя полюсами — «мужем-тряпкой» Эдом, терпящим истерики Мэдлин, и распускающим руки садистом Перри — нет никаких промежуточных оттенков. Это полноценно женский мир, жительницы которого предъявляют жизни счет за все свои обиды и требуют реванша. Единственная компания, в которой Мэдлин, Селеста и Джейн чувствуют себя комфортно и свободно, это их собственная. Поводом для эмоционального срыва может быть событие в любой из сфер жизни — ссора детей в школе и, соответственно, их взрослых родителей, неприятный инцидент на дороге, искушающий страстным романом коллега или упрек работающей мамаши, которая проходится по статусу скучающей домохозяйки Мэдлин. Некоторых этот замкнутый, клаустрофобный мир может напугать, других внутреннее освобождение героинь, особенно все больше осознающей потребность выйти из-под мужниного контроля Селесты, наоборот, вдохновляет.

В сериале много сцен, в которых героиня, Мэдлин или Джейн, долго едет или бежит вдоль пляжа под идеально (как и многое в жизни зажиточного сообщества, здесь вообще все внешне идеально) подобранный саундтрек. Временами это нежелание помешанного на поддержании атмосферы на одной ноте шоу совершить какое-то интересное действие раздражает. Но каждый раз не можешь нажать на «стоп», потому что уж очень хороши актрисы —​ Уизерспун и Кидман, явно не находящие себе в последнее время места в помешанном на супергероях Голливуде, как многие коллеги, перешли на телевидение, где можно рассказать неброскую историю о том, чем не поделишься с соседями — о невыносимой легкости бытия райской жизни. В одной из первых серий есть сцена, где Селеста смотрит пустой красивый дом прямо на берегу океана. Здесь явно можно хорошо жить, только перед этим надо решить небольшую проблему с зарвавшимся мужем. Это сериал о том, что женщина прекрасно чувствует себя без мужчины, если он не является ее дополнением. А уж предъявить счет мужчине всегда есть за что — как известно, все несчастливые семьи несчастливы по-своему.