Светская жизнь — Всё ещё тот же торт

Знаете, бывают такие фильмы — похожие на домашних котов. Рыжие, пушистые, вальяжные, держащие хвост трубой и неизменно радующие человека. Иногда больше, иногда меньше, но так или иначе ты умиляешься наличию шерстяного котофея, и когда он подходит к тебе, обязательно почешешь его за ушком, а он в ответ мурлыкнет что-нибудь и пойдёт дальше по своим кошачьим делам. Вот и кино Вуди Аллена — это такой рыжий, слегка нахальный, переминающийся с лапы на лапу котяра, который точно знает, что его обязательно покормят, погладят, а если даже нашкодит, то ему всё сойдёт с рук, или точнее с лап. Год назад великий мастер комедии слегка разочаровал довольно пресным «Иррациональным человеком» и многие даже говорят, что «Аллен сдулся». Да ничего он не сдулся. Просто фильмы бывают разного качества. И к чёрту критику, «Светская жизнь» — хороший фильм, для 80-летнего творца точно. Мяу!

Сюжет носит типичный флер пера старины Вуди: Америка 30-х годов, Лос-Анджедес. К Филу Штерну, успешному голливудскому продюсеру (Стив Карелл) приезжает молодой и наивный парнишка, Бобби, племянник Фила (Джесси Айзенберг), который намерен покорить Голливуд. Для ознакомления с городом к нему приставляют секретаршу дяди, Вонни (Кристен Стюарт), в которую Бобби тут же влюбляется, но та, несмотря на взаимную симпатию, осаждает парня: у нее есть любимый. Позже выясняется, что суженым Вонни является сам Фил, который на их годовщину предлагает порвать отношения ввиду того, что он и так женат. Этому обстоятельству крайне радуется Бобби, да и девушка, кажется, не против откликнуться на ухаживания пылкого поклонника…

Короче говоря, ничего экстраординарного в сюжете не будет. Это фильм для Вуди Аллена типичный настолько же, насколько типична большая часть его предыдущих более чем полусотни (подумать только!) картин, за исключением редких жемчужин вроде «Зелига» или «Энни Холл«. Здесь всё традиционно: шуточки про евреев, истеричное альтер-эго режиссёра (на этот раз в образе, воплощённом Айзенбергом), интеллектуальные беседы и изысканный джаз. Аллен не любит менять что-то в своих фильмах, и действительно, зачем, если всё и так работает? По сути, они всегда об одном и том же: о любимых местах режиссёра (Нью-Йорк в первую очередь), о любви, о грусти, о меланхолии. Ну и дух эпохи, конечно: от обилия упоминаемых имён киношников просто рябит в глазах и звенит в ушах — от Джеймса Кегни с Полом Муни до Джона Форда и Уильяма Уайлера, весь свет голливудского кино 30-х. Свое эго великий комик тешит с большим размахом.

Надо, впрочем, сказать, что в плане качества он никогда ещё не подводил, и в этот раз здесь всё традиционно прекрасно и без нареканий. Аллен очень тщательно подходит к вопросу выбора оператора, ранее с ним работали величайшие мастера своего дела (Карло ди Пальма, Свен Нюквист, Гордон Уиллис), но в своём новом фильме он переплюнул самого себя, пригласив Витторио Стораро, которого некоторые (например, Бернардо Бертолуччи) называют богом операторского искусства. То, что он на пару с постоянным художником-постановщиком Аллена Санто Локуасто вытворяет со светом в кадре — словами не описать. Это настоящее эстетское гурманство: яркие, тёплые солнечные цвета, много оранжевого, почти рыжего, нахального цвета, который буквально заливает кадр. «Светская жизнь» похож на свежевыпеченный французский круассан, который еще источает тепло. Возможно, это самый «солнечный» фильм Вуди Аллена, смотреть его просто очень приятно.

Плюс это довольно смешной фильм. Помимо любимых шуток про евреев, здесь найдется даже щепотка черного юмора. У Бобби есть брат Бен (его играет уже снимавшийся ранее у Аллена Кори Столл), гангстер, криминальный элемент, да и вообще человек, который привык решать вопросы с проблемными людьми посредством закатывания этих проблемных людей в цемент. И бандитские делишки Бена регулярно подаются в очень циничной, саркастичной манере, которая не может не вызвать смех. Ну и любимый «панч» в фильме: «Моя бабушка говорила: всегда помни, что в любой момент жизнь может оборваться, и тогда в один прекрасный день ты не ошибешься».

Ну и актёры, конечно, просто прекрасны. Непонятно, почему все так злились в Каннах на Кристен Стюарт: милая, приятная девушка, которая вдобавок ко всему очень органично смотрится в дуэте с Джесси Айзенбергом, с которым снимается уже в третий раз. Сам Айзенберг же вновь демонстрирует талант и обаяние: один из самых даровитых молодых актёров в современном Голливуде, который одинаково естественно выглядит и в роли коварного Лекса Лютора, и в роли гения социальных сетей, и, как в этот раз, в качестве застенчивого мальчишки. Не знаем, как смотрелся бы у Вуди Аллена детина Брюс Уиллис, но заменивший его Стив Карелл чертовски харизматичен и забавен. Ну и Блейк Лайвли, которая сейчас вовсю проявляет чудеса стойкости в «Отмели», здесь снова излучает милоту и сплошное очарование. Вряд ли, конечно, хоть кто-то из них будет номинирован на «Оскар», но смотреть на прекрасных актеров в красивых ролях в любом случае приятно.

Но при всём при этом, «Светская жизнь», как и французский круассан, упоминавшийся выше — тает во рту быстрее, чем ты успеваешь его проглотить. Все это мы уже пробовали не раз, и даже не десять. Очередной типичный фильм Вуди Аллена изыскан, искусно сделан и оставляет после себя приятное послевкусие, но ненадолго. При просмотре вспоминаются и «Пули над Бродвеем», и «Полночь в Париже», и «Магия лунного света« — всего понемножку, все уже где-то было. Это как ежегодный поход в ресторан, где каждый раз заказываешь одно и то же. Мало кто останется недоволен, но и к несомненным удачам великого мастера «Светскую жизнь» вряд ли отнесёшь. Просто ещё один фильм Вуди Аллена: хороший, нормальный, как всегда. А чего ещё надо?

Фильм был отсмотрен в рамках закрытия ММКФ 38.

70


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!