Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
12.04.2016 21:27

Для начала игры нажмите «старт». Рецензия на «Хардкор»

На экраны вышел российский фильм «Хардкор», чья премьера прошла на фестивале в Торонто, привела в экстаз западных критиков и мгновенно сделала его режиссера Илью Найшуллера самым перспективным новичком в Голливуде. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Только отчасти. Все-таки спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым боевик — это проект совместного производства России и США, а второстепенные роли тут играют Шарлто Копли и Хейли Беннетт. Да и прием со съемкой от первого лица, который стал главной приманкой во всех рекламных материалах, использовался в индустрии и раньше. Но то были неудачные попытки. «Хардкор» же — действительно первая крупная картина такого плана, и запомнится она именно как российское детище.

А это исторически момент, учитывая, что отечественное кино в последнее время обязательно кого-нибудь да раздражает. Стабильно собирающие кассу низкосортные комедии и российские «блокбастеры» вызывают ярость у интеллектуалов и синемафилов. Артхаусные драмы, выигрывающие призы в Каннах, приводят в праведный гнев чиновников и массового зрителя, ведь они якобы позорят и очерняют страну. «Хардкор» здесь не исключение: найдутся недовольные индивиды, которые обязательно расскажут, чем фильм плох. Но гораздо важнее, что это кино удивляет абсолютно всех. А удивление — одно из самых приятных переживаний, которое можно вынести из кинозала.



Весь фильм зритель наблюдает происходящее от лица главного героя Генри. Ракурс съемки ни разу не меняется: все время ваши глаза — это глаза Генри, даже когда ему их вырывают из черепа. При том, что для режиссера это дебют в полном метре, а бюджет у фильма совсем небольшой, визуально и технически картина сделана просто отлично. Заметная кое-где простенькая компьютерная графика совершенно не портит впечатление, а избранный Ильей необычный метод съемки не вызывает у публики нежданных естественных позывов. Техническая группа придумала особую систему стабилизации кадра, ведь весь фильм снят на камеры GoPro, закрепленные на головах каскадеров, которые «играли» главного героя. Их, к слову, было больше десяти, так что ответить на вопрос «Кто именно исполняет роль Генри?» можно только так: «Вы, дорогой зритель».



И пусть вас не смущают вырванные глаза. Эксплуатационное кино? Не совсем. Все же Генри — киборг, созданный из тела покойника. Сразу вспоминается «Робокоп», и таких отсылок к популярной культуре и классике кино в фильме целый набор. Картина полна насилия и крови, но из-за того, что самые жестокие моменты связаны как раз с киборгами нельзя сказать, что они чрезмерно жестоки или противны. «Хардкор» — отличный образец веселого насилия, которое совсем не отвращает, хотя иногда и хочется чуть-чуть прищурить глаза. Именно прищурить, а не закрыть их рукой, потому что преступлением было бы пропустить хоть секунду задора и вакханалии, творящихся на экране.



Фильм полон движения, но, конечно, загнать его в рамки роуд-муви, ярчайшим представителем которого является «Безумный Макс», тяжело. Точнее будет определение «фильм-погоня». Половина беготни приходится на узнаваемые места Москвы. Старый Арбат, где случились преследование и снайперский расстрел, — всего лишь одна из локаций, которые без проблем можно посетить в живую. Сами сцены, нагнетая невероятный темп фильма, меняются динамично и совершенно дико. Герой бежит по дворам, вскарабкивается на высотку, дерется в лифте, спрыгивает со здания, продолжает бежать, бежать и бежать, иногда заскакивая в помещения вроде борделя, чтобы отдышаться, пообщаться со второстепенными персонажами и получить новую сюжетную цель. Общается он исключительно жестами — получилось так, что ему не успели установить речевой модуль. Простой и изящный ход дополнительно погружает киноманов в фильм: каждый раз вы сами можете представить, что бы сказали на месте Генри. Этот подход с немым центральным персонажем давно используется в шутерах для большего отождествления игрока с его героем и даже был символически высмеян в первой части игры Bioshock. Итак, спустя пять минут передышки Генри уже гонится за негодяями на мотоцикле, еще пара минут, и висит на тросе под вертолетом, падает в поле, добирается до леса и нарывается на выстрел прямой наводкой из танка. Все безумство занимает один день, упакованный в почти два часа экранного времени. Фильм просто не успевает надоесть.



Влияние видеоигр на «Хардкор» очевидно. Те, кто играет в них, сразу заметят не только легкие заимствования, но и пародии на знаменитые игровые механики. Например, Генри, как и игрок в большей части шутеров, получает задания в виде «Тебе надо идти туда-то, вопросы потом». В принципе, динамичными перестрелками и изощренными трюками можно было бы наслаждаться и вовсе без сюжета. Но в фильме есть простая и пристойная история, которая вновь отсылает к поп-культуре, а именно к фантастическим фильмам конца прошлого века. Собранный по частям Генри узнает в воскресившем его инженере свою жену. Внезапно на лабораторию нападет злодей Акан, которого играет Данила Козловский, каким на экране его еще не видели, и похищает супругу героя. Нехитрая завязка — именно то, что нужно для ленты такого типа. По пути Генри встречаются несколько второстепенных персонажей, самым колоритным из которых является Джимми (Шарлто Копли). Он сопровождает героя весь фильм и приводит его на рандеву к злодею в его злодейский небоскреб. Разумеется, сюжет предполагает решающую битву, крутой поворот и красивый финал. В общем, все просто, на своем месте и не отвлекает от бешеного веселья на экране.



Найшуллер говорил, что не любит, когда фильмы с рейтингом «12+» преподносятся как серьезное, грубое и взрослое кино. Он сделал все, чтобы его картина стала грубой по-настоящему. Кровь тут буквально хлещет в лицо зрителю, персонажи не стесняются задорно материться (в прокатной версии мат «запикан», но менее смешным он от этого не становится), окунаются физиономией в горы кокаина и лапают красоток за обнаженные прелести. Услышав такое описание, особенно нравственные граждане окрестят увиденное трэшем и пошлостью, недостойными просмотра. Однако смысл в том, чтобы оценить такой проект, как раз есть, а «мусорности» (исходное значение трэш-кино) в фильме нет совсем.



Видеоигры примерно с конца 90-х годов постоянно стремились к кинематографичности, и достигли в этом поразительных успехов. Раньше киноделы смотрели на игры как на материал для сомнительных и непонятно для кого снятых экранизаций. Теперь же эта индустрия пошла навстречу игровой, и их пути пересеклись на чем-то новом и свежем. Съемка от первого лица и трясущаяся камера дают возможность по-другому взглянуть на стандартные сцены боевиков, ранее наблюдаемые только с тщательно выбранного оператором ракурса. Обилие отсылок к видеоиграм и фантастике порадуют молодежь, для которой, по большому счету, это кино и сделано. И речь не об учащихся средней школы, а о тех, кто помнит «Универсального солдата» и «Вспомнить все» так же хорошо, как популярные компьютерные игры пятилетней давности. Точно так же, как помнит режиссер, черпающий в них вдохновение.



Ну а мы становимся свидетелями зарождения тренда. Сегодняшний бум виртуальной и дополненной реальности может радикально изменить всю досуговую индустрию, и эксперимент Ильи Найшуллера дает понять, как могут выглядеть целые направления и жанры развлечений в скором будущем. Кроме того, это просто хороший боевик, которому вполне по силам бойко отбиваться от своих заокеанских собратьев.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
165
Далласский клуб покупателей
The Dallas Buyer's Club (8.00)
166
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower (8.00)
167
Шоу Трумана
The Truman Show (8.00)
168
Дитя человеческое
Children of Men (8.00)
169
Неприкасаемые
The Untouchables (8.00)
170
Зомби по имени Шон
Shaun of the Dead (8.00)
171
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (8.00)
172
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
173
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
174
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
весь топ