Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
17.09.2015 19:29

«Бегущий в лабиринте»: из огня да в полымя

Успех первых «Голодных игр» породил целую волну подражателей. Истории, живописующие приключения подростков, их взросление и становление на фоне враждебного, фантастического окружающего мира, оказались весьма востребованными молодежной аудиторией. Это было замечено не только книгоиздателями, но и кинодеятелями.

В 2014 году на экраны вышел очередной подобный фильм, на этот раз снятый по книге Джеймса Дашнера «Бегущий в лабиринте». Зрителями картина была принята вполне благосклонно, и сегодня мы смогли увидеть продолжение серии — «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем».



Внимание, спойлеры!

Надо сказать, что разница между книгой и фильмом была заметна еще в первой ленте, но в целом их сюжетные линии совпадали. В «Испытании огнем» история сильно отошла от ее печатной версии, остались неизменными лишь герои и общая канва. И, пожалуй, это было правильным решением режиссера Уэса Болла, потому что вторая книга серии получилась несколько безумной и крайне запутанной. Болл же пошел по пути упрощения, уделив больше внимания приключениям, очистив сюжетную линию от ненужных завихрений и уходов в сторону. Благодаря этому кино смотрится очень легко.

Отличается «Испытание огнем» и от первого фильма. Первый «Бегущий» был немного камерным: все действие разворачивалось в ограниченном пространстве, а главной проблемой, занимающей героев, являлся побег. Поэтому и основной акцент там был сделан на развитие взаимоотношений персонажей и поиск ответа на загадку лабиринта. Вторая же картина вышла совершенно иной. Исследование внутреннего мира героев ушло практически на задний план, а количество локаций и экшен-сцен стало просто зашкаливать.



Что касается сюжета... Слоган фильма — «Лабиринт был всего лишь началом», и это вполне исчерпывающее изложение картины. Вывезенных из Лабиринта глэйдеров привозят в бункер, которым заправляет некий Джэнсон. Он уверяет, что ребята в безопасности и только здесь смогут укрыться от ужасов, творящихся во внешнем мире. Но не все так просто, и Томасу сотоварищи приходится раз за разом сталкиваться с трудностями, стоящими на пути к вожделенной свободе. Что самое неприятное — ни сам Томас, ни его друзья до конца не понимают, куда идут. Ими движет лишь стремление спастись и наконец-то обрести покой.



Если бы ленту снимали в России, ее слоганом наверняка была бы пословица «Из огня да в полымя». Потому что именно это мы и наблюдаем на экране на протяжении всего хронометража. Едва вырвавшиеся из Лабиринта подростки вроде бы находят тихую гавань, но тут же выясняется, что их лишь используют, чтобы найти лекарство от вируса Вспышки. Сбежав из бункера и спрятавшись в заброшенном торговом центре, они сталкиваются с ужасными зомби, жертвами поразившей мир болезни. Оторвавшись от ходячих мертвецов, подростки попадают в мир Жаровни — огромной пустыни, в которой погрязли остатки человеческой цивилизации. Одолевших пески детей накрывает страшная, аномальная гроза, убивающая своими молниями. Улизнули и от нее? Что ж, вы во власти главы местных бандитов Хорхе, который собирается вернуть вас ПОРОКу. Договорились с Хорхе? Вы разделены, вас преследует и ПОРОК, и зомби, а ведь еще надо найти лагерь повстанцев Правой Руки.

В общем, фильм не дает расслабиться ни на секунду. Стоит лишь зрителю передохнуть — все спаслись, слава Богу! — как герои тут же попадают в новую передрягу. При этом действие не кажется перенасыщенным и не утомляет. Уэсу Боллу удалось при общей напряженности повествования не сделать кино растянутым во времени клипом.



По сравнению с первым фильмом, развитию персонажей во втором уделяется маловато внимания, но приятным бонусом становится отсутствие привычной проблемы подростковых фэнтези: здесь главный герой не подавляет большинство второстепенных персонажей, позволяя им действовать практически наравне. Конечно, основное внимание все равно уделяется Томасу (Дилан О'Брайн), бывшему работнику ПОРОКа. Он не выдержал экспериментов над своими друзьями и решил присоединится к ним в Лабиринте. Ему приходится нелегко, ведь он о себе мало что помнит, в отличие от многих окружающих его людей, пользующихся его незнанием. И вместе с тем он проявляет завидное мужество, безропотно берет на себя ответственность за всех, кто пошел с ним.

Соответственно, именно на него глэйдеры и взваливают вину за все свершившиеся с ними неприятности, и Томас без колебаний берется за решение всех возникших проблем. Ему пришлось рано повзрослеть, по сути, стать родителем для своих же ровесников. Хорошо, что рядом с ним Минхо, образец цельности и мужества. Надо сказать, что актер, сыгравший Томаса, сильно возмужал со времен съемок первого фильма, поэтому исполнителю роли Минхо, Ли Хонг Ки, пришлось основательно постараться, чтобы по-прежнему выглядеть сильнее и круче предводителя их маленькой команды.

А вот Томасу Броди Сэнгстеру (Ньют) не пришлось напрягаться, играя подростка, благодаря моложавой внешности. Да и роль его оказалась одной из самых трогательных и интересных. Он вроде бы не выходит на первый план, но именно его участие раз за разом помогает команде стать более сплоченной. Не зря в оригинале ему нанесли татуировку «Собственность ПОРОКА. Субъект А-5. Клей» — он действительно выступает «клеем», то есть связующим звеном между героями.



Также стоит выделить и Терезу (Кая Скоделарио). Она не просто подружка главного героя, ее голова полна собственных тараканов. При этом, постоянно находясь рядом с ребятами, она всегда одинока. Развитие других подростков, к сожалению, не было показано так, как они того заслуживали. Добряк Фрайпан (Декстер Дарден) и вовсе выглядит статистом, Бренде (Роза Салазар), приемной дочери Хорхе, при всей интересности персонажа, было уделено слишком мало времени. Кроме того, довольно важный для сюжета обитатель другого лабиринта, Арес (Джейкоб Лофлэнд), раскрыт весьма поверхностно. При этом надо отдать должное «взрослым» персонажам — тут все на высоте.

Среди взрослых героев особенно выделяют трое. Первый — Джэнсон (Эйдан Гиллен), двуличный хитрый ублюдок, стоящий на стороне ПОРОКа, жесткий, безжалостный профессионал. Второй — лидер бандитов Хорхе (Джанкарло Эспозито), весьма двойственная личность. С одной стороны, он думает в первую очередь о своей выгоде, и единственное его слабое место — Бренда, которую он считает своей дочерью. И вместе с тем Хорхе — однозначно мужественный, отчаянный человек, способный на настоящую, глубокую благодарность и благородство. И, наконец, третий — глава ПОРОКа Ава Пейдж (Патришиа Кларксон), холодная, уверенная в себе женщина, которая искренне считает, что делает благое дело.



Пожалуй, именно такие неоднозначные антагонисты и отличают вселенную «Бегущего» от подобных подростковых антиутопий. Конечно, и в «Голодных играх», и в «Дивергенте» у злодеев есть своя правда, и все же они выступают однозначно ошибающимися. Но Аву Пейдж не так просто порицать, ведь она ищет лекарство для спасения человечества. Конечно, гонимым подросткам эта женщина кажется настоящим чудовищем, но что чувствуют сотни, тысячи людей, когда их спасение, спасение их близких совсем рядом, стоит рукой подать, — в крови небольшой кучки детей? Все имеют право жить, но не всем это суждено.

Как сказала одна из героинь фильма, белки, содержащиеся в крови подростков-иммунов — это дар эволюции, несущий спасение от болезни, но не для всех. ПОРОК и Ава хотят найти это самое лекарство, которое поможет всем. Благое намерение? Но его ценой станут жизни невинных подростков. Так кто же прав? Вот в чем главный и самый сложный вопрос всей эпопеи. И, что характерно, главной опасностью для Томаса и его товарищей оказываются не зомби, не ужасы стихийных катастроф, а именно интриги коварных, умудренных жизненным опытом взрослых. Против монстров поможет автомат, но кто спасет детей от этих людей, у каждого из которых своя цель?



Интересно, что противостояние мировоззрений показывается и визуально. Режиссер Уэс Болл сам неплохо рисует, поэтому с точки зрения картинки к «Испытанию огнем» придраться трудно. Режиссер придерживается реалистичности в кинематографе, поэтому спецэффекты использовались по минимуму, в основном предпочтение отдавалось реальным декорациям и настоящим трюкам. Разлад, существующий в мире будущего, виден невооруженным взглядом. Для враждебного, разрушенного внешнего мира используются преимущественно коричневые, кирпично-красные, желтые и серые, словно пепельные тона, все декорации будто покрыты вековой пылью, как и одежды героев.

В противовес им внутри ПОРОКа царят стерильность, яркий белый и пронзительно синий цвета, сверкающие отполированные поверхности и блеск стекол. Также красноречивы и костюмы героев. Рубаха-парень Томас носит ни о чем не говорящие простые футболку и брюки. Силовой центр команды Минхо предпочитает несколько милитаризированные наряды. Новичок Арес, всегда пытающийся быть незаметным, прячется под тенью куртки с капюшоном. Тереза, словно заранее сообщая, что она в стороне от команды, носит вызывающе женственные — даже в таких условиях — одеяния. Ну а госпожа Пейдж, как бы подчеркивая, что она выше остальных и верит в свою правоту, — единственная, кто постоянно выбирает безукоризненно чистые, белоснежные одежды.



Почти все подобные произведения так или иначе исследуют проблему становления личности человека. «Бегущий в лабиринте» в этом плане не исключение. Герои в первом фильме словно вырвались из отчего гнезда, но перед ними расстилается не столь ожидаемый мир взрослых наслаждений, а страшная, неизведанная, непредсказуемая и чуждая реальность. Перефразируя слоган фильма, можно сказать, что разорвать узы отеческого контроля — это всего лишь начало...
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
241
О, где же ты, брат?
O Brother, Where Art Thou? (7.80)
242
Лучше не бывает
As Good as It Gets (7.80)
243
Страна садов
Garden State (7.80)
244
Общество мертвых поэтов
Dead Poets Society (7.80)
245
Другие
The Others (7.80)
246
Святые из Бундока
The Boondock Saints (7.80)
247
Бесподобный мистер Фокс
Fantastic Mr. Fox (7.80)
249
Матч Поинт
Match Point (7.80)
весь топ