Рецензия на фильм «Лига Справедливости»

272

Мнение о самой долгожданной премьере этого года.

«Лига Справедливости» — это, по сути, фильм-мечта. Мало какую экранизацию фанаты ждали так долго и требовали так настойчиво. Громадные надежды на блокбастер о команде, которая в современной поп-культуре имеет полулегендарный статус, возлагали все – от рядовых фанатов до студийных боссов. Трудно даже вообразить, насколько важен успех подобного проекта, особенно на фоне предыдущих, спорных фильмов, составляющих DCEU. Итоговый продукт должен был прийтись по вкусу каждому, кто решится посетить кинотеатр, вне зависимости от степени искушённости зрителя, и глубины его знаний о перипетиях судьбы этих персонажей в комиксах. И, вероятно, именно это стало причиной того, что фильм оказался мёртв по прибытии. Он слишком хочет понравиться зрителю. Абсолютно любому зрителю.

Сразу о том немногом, что в фильме безусловно хорошо – о персонажах заглавной команды. Хронометраж не позволяет новичкам раскрыться в полной мере, но то, что нам успевают показать, заставит их полюбить, даже если раньше вы о них никогда не слышали. Аквамен Джейсона Момоа бородат, брутален, суров снаружи, добр внутри. Это, как и ожидалось, совсем не тот типаж горделивого короля, который можно найти в комиксах, но вряд ли у кого-то повернётся язык назвать получившийся образ неудачным. Флэш, в исполнении Эзры Миллера, тоже не похож на своего рисованного прототипа, однако молодость и неопытность даже добавляют герою шарма, который в сочетании с игрой Миллера вызывает на лице зрителя улыбку во время каждого появления персонажа на экране. Киборг оказывается, пожалуй, наименее выразительным в этом трио. Его характер успевают набросить лишь парой штрихов, которых не хватает для того, чтобы составить о нём какое-то конкретное мнение. На данный момент достаточно сказать, что игра Фишера, как минимум, не отталкивает. Галь Гадот как была, так и остаётся Вифлеемской звездой на небосводе мрачных фильмов DC, сияя даже тогда, когда эта мрачность начинает сходить на нет. С Бэтменом и Суперменом, впрочем, не всё так гладко, но об этом чуть ниже. В целом – дебют новых персонажей определённо является самой удачной стороной фильма. Между ними есть та самая хвалёная химия, которой обладала команда со страниц первоисточника. В их отношения веришь и моменты, когда между членами команды завязывается диалог, определённо лучшие в картине.

Впрочем, «картина» — слово слишком сильное для «Лиги Справедливости». Картина подразумевает под собой некую цельность и продуманность, выдержанный стиль и выраженность авторской позиции. Если вы смотрите кино ради всего этого, то, спешим вас разочаровать, вы останетесь ни с чем.

Сюжет «Лиги Справедливости» настолько прост, что постер фильма можно размещать рядом со словарной статьёй слова «примитивность», однако даже его сценаристы умудряются испортить. «Лига» нелогична, непоследовательна, испещрена сюжетными дырами, как корпус пиратского судна XVII-ого века, а в некоторые моменты выглядит откровенно по-идиотски. Пример – персонажи спешат, чтобы встретиться лицом к лицу с неожиданно появившейся угрозой и забывают забрать с собой материнскую коробку, от которой, по сюжету, зависит выживание земли, и которую тут же подбирает злодей. Подобную оголтелую глупость в супергеройском кино себе позволяли разве что отечественные «Защитники». А это, на секундочку, Лига Справедливости. Величайшие. Герои Земли. Кстати о злодее – поверьте, что к Степному Волку, как его окрестили в традиционно плохом дубляже, вас не готовили ни Ронан, ни Малекит. Такого пустого антагониста последний раз мы видели, как вы думаете — где? Всё в том же магнум-опус Сарика Андреасяна. И именно с этим шедевром новый фильм DC приходится сравнивать чаще всего. Какие тут «Мстители», о чем вы?!

Усгубляется всё это тем, что «Лига Справедливости» изо всех сил пытается усидеть на двух стульях: мрачном реализме, который был присущ киновселенной до этого, и атмосфере приключенческой комедии, которая должна привлечь к франчайзу новых зрителей. Попытка обреченная на провал. Потеряв дух снайдеровской безнадёги, фильм получился абсолютно никудышным сиквелом к «Бэтмену против Супермена», что, в первую очередь, видно благодаря тем двум героям, что там противостояли.

Абсолютно непонятно, как Бэтмен и Супермен стали теми, кем они являются в «Лиге». Смена характеров настолько резка, что Человека из Стали вообще тяжело узнать. Образ определённо изменился в том направлении, в котором хотели фанаты, но от этого все появления персонажа на экране превращаются в откровенный фарс, который только подтверждает, что в мире, созданном Снайдером, Супермен образца 1978-ого года абсолютно неуместен. С Бэтменом всё ещё сложнее. Насколько хорошо подходил Бен Аффлек на роль опытного, циничного, целеустремлённого, бескомпромиссного борца с преступностью – настолько же он не подходит для роли в фильме, где его герой дружелюбный и юморной старый дед. Таланту Аффлека попросту тесно внутри плоского персонажа, которым получился местный Бэтмен.

Однако все эти недостатки меркнут, на фоне одной, большой катастрофы. Можно что угодно говорить о предыдущих картинах, входящих в DCEU, но у них было качество, которое выгодно отличало их на фоне других супергеройских блокбастеров. Это наличие авторского подхода. Каждый фильм был в чём-то уникален благодаря тому, что режиссёру, в той или иной мере, позволялось проявить креативность, снять по своему, поставить своеобразную печать авторства на итоговом продукте. Даже в посредственном «Отряде Самоубийц» невооружённым глазом заметны чисто «эйровские» фишки, которые делают фильм запоминающимся. В «Лиге Справедливости» это целиком и полностью отсутствует. Она абсолютно невыразительна и будет забыта вами вскоре после просмотра. И дело здесь, вероятно, даже не в двух фактических режиссёрах, а в студии, которая слишком многого от них хотела. В итоге мы получили плоский юмор, блеклые экшен-сцены, рваный монтаж, полное отсутствие ощущения масштабов угрозы и попахивающий плесенью сюжет, которому тесно в рамках смехотворного хронометража. Надо ли говорить, что это совсем не в стиле ответственных за проект людей? Становится очевидно, что присущие каждому из них изюминки съели Warner Bros., гонясь за массовостью и доступностью, забывая о том, что вообще такое искусство.

Пожалуй, единственная сцена, в которой ощущается стиль одного из создателей, это вступительные титры, показывающие нам мир без олицетворения надежды. На фоне играет кавер на песню Леонарда Коэна, слова которой можно толковать поразительно двусмысленно, а в кадре сидит бездомный, подозрительно похожий на Зака Снайдера, держа картонную табличку с надписью «I’ve tried». Удивительное совпадение, не находите?

Комментарии