Призрачная красота, кадр из фильма

Похоронив маленького сына, японская поэтесса Тиё-ни напишет следующие строки: «О мой ловец стрекоз! Куда в неведомой стране ты нынче забежал?»

Говард, главный герой фильма «Призрачная красота», не находит утешения в поэзии, когда его дочь умирает от рака. Вместо этого он отправляет в «неведомую страну» три письма. Три гневных послания виновникам своей трагедии — Любви, Времени и Смерти.

В канун Рождества Говард встречает адресатов во плоти и получает долгожданный ответ. Сочельник, черствый изнутри герой и три бессмертных духа, которые меняют его мировоззрение. Звучит знакомо, не находите?

Заменим скупердяя безутешным отцом, а место действия перенесем из викторианского Лондона в современный Нью-Йорк и получим вольную экранизацию «Рождественской песни» Чарльза Диккенса. Добавим сюда щепотку философских размышлений о ценности любви, растрате времени и принятии смерти.

Затем поручим великолепным актерам эти самые речи произносить, да так, чтобы зритель не успевал смахивать слезинки и, не дай бог, усомнился в их правоте.

Наконец, отыщем проникновенную, до мурашек, мелодию. И вуаля — готов еще один номинант на «Оскар».

Увы, но киноэксперты, посмотревшие «Призрачную красоту», уже записали новую работу Дэвида Френкеля в аутсайдеры, а издание «Rolling Stone» и вовсе поставило картину на почетное третье место в топе десяти худших фильмов уходящего года.

Как так вышло — интересный вопрос, требующий объяснений гораздо больше, чем те, что поднимают создатели «Призрачной красоты».

Френкель — не новичок в драме: за его плечами «Дьявол носит Prada» и «Марли и я», не уступающий, а в чем-то даже превосходящий «Хатико». Актерский состав тоже не лыком шит: на съемочной площадке собрались Эдвард Нортон, Кейт Уинслет, Кира Найтли, Хелен Миррен и Уилл Смит, который в последний раз играл также эмоционально в «Погоне за счастьем» десятилетней давности.

Оператору нет нужды совершать кульбиты с камерой в стремлении поймать безупречный план — визуально фильм прост, но смотреть его интересно и приятно.

Музыкальные композиции органичны и находят чувственный отклик у зрителя, не прибегая, в отличие от «коллег по цеху», к сокрушающим барабанные перепонки крещендо.

Но если все не так критично, какой смысл вообще критиковать этот фильм, можете подумать вы. Дело в том, что Дэвид Френкель, отнюдь не новичок, наступил на грабли начинающих авторов — он переполнил свой фильм идеями и не уделил должного внимания ни одной из них.

Где надо было закопаться с головой, режиссер несмело помахал лопатой и остановился на полпути. Там же, где раскопки велись уже целыми поколениями, а мысли, что были когда-то свежими и волнующими давно истерлись, он довел буровую установку до перегрева.

Несколько раз за фильм нам покажут, как Говард бездумно несется на велосипеде непонятно куда и зачем. Такое же ощущение возникает и от сценария. Я хочу наблюдать за этими героями — меня отвлекают неловкой рефлексией, я хочу узнать больше о прошлом Говарда, понять его и сопереживать ему еще сильнее — мне указывают на маловажные линии сюжета, которые оборвутся, не оставив и следа в моей памяти.

Сейчас, когда я пишу эту рецензию, то нахожусь в смятении. С одной стороны, картина беспомощна как дитя: авторы берут привлекательный концепт и не понимают, как его использовать. Но с другой — я не пожалел, что купил билет и посмотрел ее от начала и до конца.

«Призрачная красота» действует как умиротворяющий бальзам. Впечатление от фильма скрашивают не только актеры, музыка и по-новогоднему теплая картинка. Тот факт, что в коммерческом мире Голливуда еще находятся люди, способные хотя бы заговорить о столь нелегкой теме — не исцеления человеческой души, но признания самой боли и ее присутствия в нашей жизни, заслуживает уважения.

Лучшее описание фильму что я могу дать — это монументальная конструкция из домино. Ее детали, как по отдельности, так и воедино, смотрятся на своем месте и кажутся идеальными. Однако стоит лишь коснуться одной, как ее падение повлечет за собой крушение всех остальных. Но какое красивое крушение!

Константин Макаров