Примечание: Выделенное курсивом – точные цитаты из фанфика; их орфография и пунктуация сохранена в оригинальном виде. ***
Образ Шерлока Холмса – гениального сыщика - был всегда популярен и востребован, поскольку книги сэра Артура Конан Дойля стали настоящей кладезем как для кинорежиссеров, так и для фанатов литературы. Запоминающийся образ великого сыщика нашел отражение в нескольких полнометражных картинах, десятках сериалов, построенных на образе Холмса. Новая веха популярности сыщика началась с выходом британского сериала Sherlock BBC, - и вот уже тысячи поклонников детектива стараются отобразить его образ в своих работах, будь то графика, литература или другой вид искусства.
Разумеется, и фанфикшен, как часть литературы, также не обошла эта популярность. Молодые авторы, пишущие о Шерлоке Холмсе, стараются как можно точнее раскрыть его образ – ведь это, по сути, является «ключом» к тому, чтобы сделать историю достоверной. Кто-то для достижения такого результата старается поглубже разобраться в психологии персонажа, кто-то же, наоборот, ставит главного героя в нестандартные ситуации или в пару с женским (а иногда и мужским) персонажем. Рассказ
«Воспоминания в записках или Исчезнувшие воспоминания», которому и посвящена данная рецензия - другого порядка. Помимо психологической составляющей, лаконичного женского образа, автор Jane не побоялась написать о самых неизвестных годах Шерлока Холмса – о том времени, когда он был еще школьником.
Образ Шерлока, его личностные качества, не слишком претерпели изменения в сравнении с оригинальным прочтением образа в сериале: автор представляет нам Шерлока
«умного, честного, прямолинейного и дерзкого». Стоит сказать, что, даже несмотря юный на возраст, Шерлок - уже сформировавшаяся личность со своими принципами и правилами. Одно из них – Холмс не общается на уроках с помощью записок. Точнее, он вообще не общается на уроках. К этому правилу герой приводит разумные доводы:
«Зачем напрягаться и писать все это, когда можно просто спросить об этом на перемене? Зачем нарушать дисциплину на уроке?»
«В них нет ничего особенного и полезного. Если я хочу передать кому-то какую-то новость, то я передам её лично. А не передавая через 5 парт, когда каждый может прочитать то, что написано внутри». Собственно, данное правило и положило начало завязке всей истории. И если с образом Шерлока Холмса мы знакомы, то следует сказать пару слов о другом персонаже.
Эллисон – одноклассница Шерлока,
«американка, переехавшая в этом году в Англию. Простая, ничем не примечательная особа. Никого не интересует и никем не интересуется, хорошо учиться, любит старые фильмы и шоколадные кексы» - именно так характеризует девушку наш герой.
Небольшое введение переносит читателя в самую гущу событий, хотя, по сути, сюжет строится только на одном действии – два героя общаются с помощью записок. С помощью этого простого средства связи оба персонажа узнают немного друг о друге, и именно так автор раскрывает перед нами личность героев. К тому же, стоит отметить, что повествование идет от третьего лица, а это значит, что читателю в равной мере дают возможность рассмотреть характеры персонажей и понять мотивацию их поступков.
Например, молодой Шерлок амбициозен и упрям, в силу возраста, жизненной позиции и накопленного опыта он абсолютно не верит в дружбу, точнее, не верит, что кто-то сможет с ним дружить, и поэтому отталкивает от себя Эллисон. Собственно, и в интерес Эллисон он не особо верит, что проявляется в его отношении к ней.
Сама девушка, несмотря на свою непримечательность и простоту, отмеченную Шерлоком, оказывается куда более интересным персонажем. Общаясь с Холмсом, она смогла добиться от него некого расположения и заставила его совсем немного открыться, что, безусловно, удалось бы не каждому человеку.
Несмотря на скептицизм юноши, Эллисон он был действительно интересен - как человек и как друг. Но характер Шерлока, его нерешительность наравне с отчужденностью, скрытая за стеной разумных убеждений, так и не позволила принять ему Эллисон до конца и довериться ей. Именно поэтому дальше записок их разговоры так и не заходили. Они не общались с глазу на глаз ни разу. Разве можно назвать это дружбой? Вряд ли.
Цену настоящей дружбе Шерлок узнает уже позже, сможет он и с течением времени стать более открытым. А Эллисон так и останется воспоминанием, которое молодой человек, решил не сохранять в своем разуме, удалив за ненадобностью.
«Он знал, что она его забудет. Пройдет какое-то время, и она найдет себе более подходящего друга и все забудет. Конечно, забудет. Шерлок просто это знал». Повествование текста логично, к тому же, текст не загружен излишними словами и приемами, что упрощает чтение. В большинстве случаев подобный трюк не красит ни текст, ни автора, но в данном произведении принцип «ничего лишнего» только приближает читателя к образу Шерлока Холмса, «человека-компьютера» или «робота» без эмоций и лишних мыслей.
Тем не менее, рассказ не лишен ошибок в пунктуационном и орфографическом плане, что, безусловно, не очень радует глаз при прочтении. В первую очередь, была допущена ошибка в названии истории: автор пропустил запятую перед союзом «или». Конечно, можно было бы закрыть глаза на это упущение автора, но название – это лицо всей истории, и ошибки здесь недопустимы. К тому же, название рассказа кажется немного загруженным и несвязным – такой эффект производит повтор слова «воспоминания».
В самом тексте, помимо неправильного написания числительного (число было написано не прописью, как обычно принято в художественных текстах), особое внимание рецензента привлекли вот эти два предложения:
«Если я хочу передать кому-то какую-то новость, то я передам её лично. А не передавая через 5 парт, когда каждый может прочитать то, что написано внутри». Слово «передать» и его производные здесь повторяются три раза, не слишком ли много для двух предложений? Богатый язык текста безусловно важен при таком простом повествовании, а это значит, что истории необходима проверка беты, которая смогла бы исправить данные упущения автора.
Резюмируя, стоит отметить, что автору Jane удалось хорошо прочувствовать саму атмосферу главного героя сериала «Шерлок» и хорошо передать его характер, что стало ключевой особенностью рецензируемой истории.
Исходя из всего вышесказанного, считаю справедливыми такие оценки: - оригинальность сюжета – 4;
- раскрытие сюжета – 5;
- раскрытие образов главных героев – 5;
- грамотность текста – 4- ;
- логичность изложения – 5;
- композиционная структура, использование средств речевой выразительности – 4.
Итого: 27 баллов из 30. С уважением, Зубик.