Когда актер Джеймс Дин умер в автокатастрофе в 1955, второй и последний фильм в его короткой карьере – «Бунтарь без идеала» Николаса Рэя – только вышел. Дину было 24.
«К востоку от рая» вывело его на карту в начале того года; «Гигант» был еще в работе. В ретроспективе, три фильма немного значат, учитывая кем в последствие должен был стать Дин: воплощением недовольства молодого поколения и их противоборства с родителями в пост-военном мире. Факт, однако, таков, что они не нашли никого лучше Джимми Дина на эту роль. И до сих пор не могут найти.
Вы можете видеть это среди тех фотографий Дина, которые были сделаны для журнала «Жизнь» амбициозным молодым новичком агентства «Magnum» Дэннисом Стоком.
Именно Сток сделал тот снимок, который благодарные миллионы подростков вешают на стены своих спален уже много десятилетий, снимок, знакомый даже людям, которые не знают кто такой Дин: Дин с поднятым воротником, идущий против ветра по дождливому Таймс-сквер.
Это именно та фотография, которая создала своего рода фон для нового фильма Антона Корбейна «Жизнь», который рассказывает о недолгой дружбе между Стоком и в равной степени амбициозным Дином.
Любой актер выкажет достаточно трепета, прежде чем согласится играть Джеймса Дина, не только из-за его священного статуса, но и потому, что так легко будет соскользнуть с правильной дорожки и погрузиться в бормочущую и суетливую пародию. Но Дэйн ДеХаан, который больше всего известен благодаря роли Зеленого гоблина в фильмах «Новый человек-паук», продолжал говорить нет.
«Я действительно не считал, что смогу сделать это. Затем я встретился с Эйном Каннингемом, продюсером, и он объяснил мне, что для него это не просто фильм о Джеймсе Дине, это был фильм о том, как обычный человек может превратиться в идола. Что я посчитал действительно интересной темой».
ДеХаан почувствовал определенное родство с Дином, которого он описывает как «действительно своевольный, бескомпромиссный артист, который не доверял миру вокруг него».
С самого начала, как показал Корбейн, Дин был в ссоре с руководителем студии; Бен Кингсли демонстрирует впечатляющее исполнение как студийный магнат Джек Уорнер, который говорил Дину, насколько сильного бунтаря он хочет увидеть в нем.
«Я знаю, каково это, однако у меня другой взгляд на это, - произнес ДеХаан. – Я бы не позволил всему этому так влиять на меня, как позволил он. Когда я снимал этот фильм, это было как раз перед пресс-туром «Человека-паука». Было надвигающееся ощущение того, что что-то приближается, нечто подобное чувствовал и он перед выходом «К востоку от рая»».
Сток является мерзким и злым персонажем, который, уйдя от своей жены и сына, к которым не испытывает никакого интереса, был в отчаянии, желая доказать что он достойный фотограф.
Роберт Паттинсон, бывший сердцеед из «Сумерек», который играет Стока, пересмотрел пленки с интервью Стока, когда ему было семьдесят.
«Он по-прежнему сохранил все свои обиды, все то, чему он так завидовал в Джеймсе Дине, вся эта тяжесть на его плечах была очень очевидна, - говорит Паттинсон. – В его глазах кто-то такой, как Джеймс Дин, просто живет свободно и делает, что пожелает, артист, которым он хочет быть. Это безумие, но мне знакомо это. Он вроде как трагический персонаж».
Вы можете посчитать, что если Паттинсон и почувствует что-то знакомое в одном из персонажей, то это была бы звезда-сердцеед, который изображен в сценарии австралийца Люка Дэйвиса как человек, которому хорошо известно, что его образом манипулируют.
И вовсе нет, говорит Паттинсон: роль Дина не интересовала его. «Я не знаю, есть ли у меня что-то общее с Джеймсом Дином. Люди смотрели на Джеймса Дина как на лидера. Молодые люди, парни и девушки, говорили: «Скажи нам, как жить. Похоже, ты знаешь секреты!». Что ж, я не думаю, что кто-либо будет так же смотреть на меня».
А второе, Дин обладал конкретным видением своего будущего, которое, как он знал, было умышленно уничтожено.
«В этом фильме, он уже лишился иллюзий и разочаровался», - сказал Паттинсон. – «Однако, когда все случилось со мной, это было захватывающе и весело, поскольку я понятия не имел что происходит… Я чувствовал, что передо мной была дверь, которую мне оставалось только открыть и вы могли просто толкнуть дверь, при этом не понимая, что находится по другую сторону. Мне было просто любопытно. Я не понимал, пока не прошло пару лет, что вы не можете уже ничего обратить: дверь захлопывается за вами».
Корбейну сейчас 60, столько же лет и снимкам Стока; его жизнь переплелась с жизнью Дина только на пять месяцев.
Он был (и есть) чрезвычайно влиятельным фотографом рок-музыкантов, прежде чем проник в мир кино с поразительным биографическим фильмом о фронтмене группы «Joy Division» Йене Кёртисе, «Контроль» в 2007. Для него, говорит он, снимок Джеймса Дина на Таймс-сквер «подобен джазу». «Это символ изменений общества, появление рок-н-ролла и поколения, которое хотело само распоряжаться своим временем, которое хотело жить, но уже не жизнью своих родителей». Это всегда было, говорит он, «нечто больше, нежели просто Джеймс Дин».
«Жизнь» выходит в кинотеатрах 10 сентября.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Звезда «Жизни» Роберт Паттинсон знает, что бы чувствовал Джеймс Дин из-за славы: «Вы не можете уже ничего обратить»
|