Сэм
Клафлин рассказывает о том, каково играть доблестного, замученного
капитана Стэнхоупа в печальной новой адаптации одноименной пьесы Р.С.
ШерриффаМарт 1918 года. Землянка в окопах недалеко от
Сен-Кантена, Северная Франция. Шесть солдат британской армии и
четырехдневная передышка, прежде чем они вылезут из укрытия и, движимые
приказом, обреченно, без поддержки, двинуться на линию врага,
поджидающего и хорошо вооруженного. Это явное самоубийство. И мужчины
знают это. Они чувствуют это своим нутром. И проводят свои последние
четыре дня на Земле, дрейфуя между тихим созерцанием, пьяной яростью,
взаимными обвинениями и последующими заявлениями об отставке — всегда
искаженными и подкрепленными глубокой, основательной братской любовью.
Это,
конечно же, «Конец пути» — новая и печальная киноадаптация пьесы Р.С.
Шерриффа, впервые поставленной в театре в 1928 году. Это фильм, который
живет в словах, жестах, кивках и полуулыбках среди мужчин, оказавшихся
на пороге смерти. Ничего чрезмерного, заметьте. Все очень по-британски.
Но с выражением глубочайшей привязанности. Это заставит навернуться
слезы на ваши глаза. И рыдать.
«Однако мы тратим нашу жизнь, слушая, как нам говорят не плакать и не бояться, потому что мы — мужчины»,
— говорит Сэм Клафлин, сыгравший роль доблестного, мучающего себя
алкоголика капитана Стэнхоупа. Под его командованием находятся Пол
Беттани (добродушный лейтенант Осборн), Тоби Джонс (офицер Мэйсон,
жизнерадостный повар) и Эйса Баттерфилд (идеалистически настроенный,
трагично-оптимистичный юный офицер второй лейтенант Рейли.
«Фильм
проливает свет на этих мужчин, которые все до единого в ужасе и знают,
что умрут. Зритель наблюдает за тем, как она справляются со своим
страхом», — говорит 31-летний Клафлин, более известный как
разгуливающий с обнаженным торсом чрезвычайно сексуально привлекательный
красавчик Финник Одэйр из франшизы «Голодные игры».
При личной
встрече, в номере отеля в восточном Лондоне, Клафлин словно выточен
(впечатляющий подбородок, сказочные глаза), а еще мягкость, открытость и
простота в актерской жизни. Он женат на актрисе Лоре Хэддок (из
«Трансформеры: Последний рыцарь»), и у них двухлетний сын Пип
[(род. 10 декабря 2015) и дочь (род. 8 февраля 2018) — прим. пер.]. На данный момент предел его мечтаний, по словам самого актера,
«находиться дома и быть папой». Однако об эмоциональности «Конца пути» актер сказал:
«Это
фильм, который просто позволяет мужчинам быть напуганными, и всё же
показывает, что они пытаются сдержать свои эмоции. И это действительно
тяжело».Стэнхоуп — персонаж пьесы. Это сценический обряд
инициации и часть наследия, которое передаваемого от Лоуренса Оливье
(первого актера, воплотившего образ на сцене) к Ноэлу Кауарду, к
Малкольму Макдауэллу (сыгравшего персонажа в экранизации «Асы в небе»), и
далее — к актеру шоу «МакМафия» Джеймсу Нортону, сыгравшему в
возрождении пьесы на сцене Вест-Энда в 2011 году. Клафлин, однако,
старается тоже не статься в стороне.
«Меня не трогает, как интерпретировали этот образ другие актеры, — говорит Клафлин. —
Очевидно,
что не никогда не стать Лоренсом Оливье. Что бы я ни делал, это всегда
будет иначе. И всё же тот факт, что я иду по всем этим стопам, очень
впечатляет».Клафлин говорит, что были и более важные
вопросы, связанные с концовкой «Конца пути», чем любое давление истории
на его актерскую игру. В рамках своего исследования актер встречался с
бывшими военнослужащими и страдающими от посттравматического стрессового
расстройства (ПТСР), и эти встречи поведали ему, как создать
сломленную, эмоционально неустойчивую версию Стэнхоупа.
«Я хотел отдать им должное, потому что это [ПТСР среди военнослужащих] очень реальная проблема, — говорит актер. —
И я хотел сыграть максимально правдоподобно».Его
Стэнхоуп обращается к выпивке, чтобы побороть страх и медленно
надвигающуюся паранойю. В фильме есть невероятное напряжение, даже
своего рода безумие, порожденное звуками немцев, расположившихся всего в
нескольких метрах.
«Это фильм о монстрах, где самого монстра не показывают, — говорит актер. —
В
«Челюстях» вам не показывают акулу до самого конца, но вы знаете что
она там. Здесь вы не видите немцев, но вы можете слышать их приближение,
и это добавляет напряжения».Клафлин говорит, что полностью
отдался роли, и к концу, после ключевых кульминационных сцен воющей
ярости и сожаления (фильм снят в хронологической последовательности), у
него пропал голос. Его последнее слово в фильме, «Приветик!»
[разговорный аналог прощания; ориги. «Cheerio» — прим. пер.], едва слышно, потому что у него просто, и, возможно, так даже лучше, ничего не осталось.
Такой
перформанс — настоящее зрелище, показывающий некоторые сцены с почти
невыносимой остротой (только посмотрите, как Стэнхоуп слушает поток
бурного восхищения от юного Рейли, зная правду о своей сломанной
реальности, вызывающей глубокую печаль). И, безусловно, будет сюрприхом
для всех, кто помнит соблазнительное появление Клафлина в фильме
«Голодные игры: И вспыхнет пламя», разодетого в одну только юбку из
водорослей, галлоном спрея для загара на коже и ожерелье из ракушек.
Он
уже понемногу ушел в сторону от целостности как привилегированная
марионетка, в прошлогоднем, захватывающем дух, фильме «Моя кузина
Рейчел», но этот актер уже достаточно оторвался от своего прошлого,
украшающего постерами ни одну спальню. Помните его «горячие» роли в
«Пиратах Карибского моря: На странных берегах», «Белоснежке и охотнике»,
трех частях «Голодных игр» и пробирающей до слез романтической комедии
«До встречи с тобой» (хотя это было
«великолепный красавчик-паралитик, желающий умереть»).
«Я ничего не имею против фильмов, с которых началась моя карьера, — осторожно говорит актер, —
но
один только их масштаб говорит, насколько мал я. И каждый раз, когда я
пытался что-то сказать, реакция была: «Тихо!» Поэтому я просто забился в
свой уголок, делал то, что мне сказали и шел домой».Когда-то он был подающим надежды футболистом из Норвича и настоящим бойцом: у него есть два старших брата и один младший.
«Я юности я был одержим тем, чтобы выделяться и быть замеченным», — говорит актер.
Он был прирожденным атлетом и вступил в футбольный клуб Норвича, но повредил лодыжку, играя с друзьями в парке.
«Я
позвонил маме и сказал: "Кажется я сломал лодыжку". А она спросила:
"Идти можешь?" Отвечаю: "Да". "Тогда иди домой", — сказала она», — поделился актер.
В
школе он переключил свое внимание со спорта на драмкружок и дважды
сыграл в музыкальной постановке «Отверженных», а после курсов актерского
мастерства в Колледже Норвич Сити, переехал в Лондон, где поступил в
поступил в ЛАМДИ (Лондонскую академию музыки и драматического
искусства). Его карьерный рост продвигался медленно, он годами играл в
традиционных сказках, подрабатывая официантом. Спустя шесть месяцев
после выпуска он умудрился оторвать роль в одном проекте с Эдди
Редмэйном и Иэном Макшейном, мини-сериале 2010 года «Столпы Земли»,
после чего вознесся сразу на уровень блокбастера «Пираты Карибского
моря: На странных берегах», а потом отхватил роль красавчика с
обнаженным торсом.
Клафлин оптимистично относится к своему
статусу кинозвезды, но говорит, что когда читает сценарий и видит в нем
сцены, где придется снимать рубашку, то у него со стонов вырывается:
«Вот чёрт…»
Трансформация тела, говорит актер, в наши дни становится нормой,
особенно среди нового поколения молодых актеров, которым во что бы то ни
стало нужно выглядеть аки статуи Адониса. Но это не означает, что всё
так весело. Про съемки в «Голодных играх», а также интенсивные
ежедневные тренировки в тренажерном зале, актер говорит:
«На завтрак я
ел яйца и кашу, на обед и ужин — курятину со спаржей. И так три месяца.
Каждый божий день. Через месяц после съемок на Гавайях у меня ну было
ни одной сцены без рубашки, так что я ел всё, что хотел».Актер
признается, что ему не нравится ходить в спортзал, и он лучше бы
остался дома в Чизике (западный Лондон) со своей семьей (недавно у них с
супругой Лорой Хэддок родился второй малыш). С будущей супругой Клафлин
познакомился в 2011 году на прослушиваниях в драму «7 дней и ночей с
Мэрилин». Конкурентом Клафлина был Эдди Редмэйн, а Хэддок претендовала
на главную роль. Она оба провалил прослушивания (это был уже четвертый
раз, когда Сэма вызывали на них), но потом Клафлин говори своим агентам,
друзьям и всем остальным, кто готов был его слушать:
«Я только что встретил ту самую девушку, на которой собираюсь жениться».На тот момент у Хэддок был парень, но Клафлин оказался терпеливым и ждал.
«Она утверждает, что на каком-то уровне чувствовала ту же романтическую привязанность, что и я, — говорит актер, —
но. думаю, что она говорит так, просто чтобы я отстал».Они
поженились в 2013-м году, а через год она начала свою карьеру в мире
блокбастеров, сыграв в «Стражах галактики» (Лоре досталась роль матери в
воспоминаниях Криса Пратта, Мередит Квилл). Клафлин говорит, что
жениться или выйти замуж за коллегу по цеху — вполне логично: тебе не
приходится объяснять приоритеты профессии (
«Если тебя звонит Спилберг и зовет пообщаться, то всё остальное отодвигается на второй план»),
и Хэддок с понимаем относится к тому, когда мужу приходится целовать
своих партнерш по фильмам (часто). И, конечно же, наоборот. Например,
персонажи Хэддок и Марка Уолберга в фильме «Трансформеры: Последний
рыцарь».
«Я чувствовал, что могу сказать: "Ну, ладно, ты
целуешься с Марком Уолбергом", но я знаю, что между ними ничего нет, это
нормально. Мы четко разделяем работу и личную жизнь».Далее у
Клафлина по плану фильм «Соловей» под режиссерским руководством
Дженнифер Кент, которая также выступала режиссером таких фильмов, как
кассовый ужастик «Бабадук» (2014), и противоположный этому проект со
звездой франшизы «Дивергент» Шейлин Вудли «Adrift»
[неоф. «Дрейф»; в российском прокате пока не определились с названием — прим. пер.],
история основана на реальной истории пары, оказавшейся в открытом море.
Актер говорит, что взволнован таким поворотом в карьере, новыми, более
напряженными, сложными ролями и ощущением, что наконец-то сможет сделать
еще какой-нибудь взнос, помимо Стэнхоупа.
Значит, больше нет ролей в высокоприбыльных мегабюджетных блокбастерах?
«Я не занимаюсь чем-либо ради денег. Никогда так не поступал, — говорит актер, ловко изворачиваясь от прямого ответа и откровенно при этом сияя, —
но
если появится подходящая роль, я за нее возьмусь. Для меня масштаб не
имеет значения. Я стал актером, потому что мне нравится играть. Я
никогда не хотел быть кинозвездой».«Конец пути» стартовал в кинотеатрах 2 февраля 2018 года.Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы https://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.