Дэвид Кроненберг специализируется на психологических ужасах, поэтому неудивительно, что его высмеивающая Голливуд «Звездная карта» - такой же беспокойный, как и любой другой фильм, что он снял. Написанная писателем Брюсом Уэгнером, «Карта» рассказывает нам историю об испещренной шрамами семье Вайсс – более всего известной благодаря их сыну Бенджи (Ивэн Бёрд), ребенку-звезде, напоминающего нам Калкина в культовой комедии «Плохие няньки», который вырос, чувствуя до некомфортности себя комфортно со своим растущим влиянием, тогда как сам переживает взлеты и падения своего пубертатного периода. Его постоянно курящая мать (Оливия Уильямс) заботится о его карьере, тогда как отец (Джон Кьюсак) является таким себе ТВ-психологом с известными клиентами. Одна из них – стареющая актриса Гавана Сэгранд (Джулианна Мур), которая одержима идеей сыграть в ремейке замечательного фильма, сделавшего знаменитой ее мать.
Любое чувство спокойствия нарушается, когда Агата (Миа Васиковски) прибывает в ЛА на автобусе из Флориды. Милая, но неловкая, с ужасными ожогами на теле, она заводит дружбу со своим водителем лимузина (Роб Паттинсон), следит за жизнью Вайссов, и нанимается на работу в качестве ассистентки Гаваны по рекомендации Кэрри Фишер. Голливуд – очень маленький мир. Практически кровосмесительный.
«Звездная карта» - ночной кошмар селебрити и правде о них, и Кроненберг направляет эту историю к ее ужасному концу. Когда фильм дебютировал на Каннском кинофестивале, критики сразу же набросились на его описание Голливуда, пузыря, который Кроненберг в основном наблюдал со стороны, как независимый канадский режиссер. «Был заголовок, кажется, в «Le Monde», французской газете, где говорилось: «Je Ne Déteste Pas Hollywood», эти слова являлись моей цитатой, где я говорю, что не ненавижу Голливуд», - говорит Кроненберг, более всего известный своими фильмами «Муха», «Связанные насмерть» и «Оправданная жестокость». «Поскольку все французские критики говорили: «Что ж, вы должны действительно ненавидеть Голливуд, чтобы снять подобный фильм». Я отвечал: «Нет, совсем нет». На самом деле я очень даже люблю Голливуд».
Если и есть какая-то часть горечи в «Звездной карте», то исходит она от Уэгнера, сценариста, который вырос в аквариуме Голливуда и быстро узнал, что правда здесь чужда, а вот вымысел – родной. «Нам нравится говорить, что это не сатира, поскольку он слишком реалистичен», - говорит Кроненберг. – «Скорее, это почти документальная драма».
Уэгнер на самом деле водил лимузин в Голливуде много лет назад, не сильно отличаясь от персонажа Паттинсона – начинающего сценариста, который рассматривал сайентологию всего лишь как возможность завести нужные связи. В этой эксклюзивной сцене из фильма, который выйдет в кинотеатрах 27 февраля, Мур обсуждает с Паттинсоном его роман со своей ассистенткой Агатой.
Как кто-то, кто любит фильмы о фильмах – «Сансет бульвар», «Игрок», «Достать коротышку» - думаю, я была бы вашей идеальной аудиторией. Но «Звездная карта» - это, вероятно, более резкий и мрачный фильм, нежели все перечисленные выше.
Дэвид Кроненберг: Все это вина Брюса. Он написал девять романов, по большей части о Голливуде. Его отец какое-то время работал в этом бизнесе, он вырос там и у него есть замечательные истории, которые он может рассказать вам с того времени, когда был водителем лимузина и возил Орсона Уеллеса, Оливию де Хэвилленд и Мика Джаггера. Вы только намекните, а он уже расскажет.
Подобный тон фильма был с самого начала, или изменился во время разработки?
Он написал первый сценарий 20 лет назад, а я впервые увидел его где-то 10 лет назад. Это всегда было очень похоже на то, что вы увидели. Брюс мог написать 1000-страничный сценарий, со всеми этими историями, которые были у него в запасе. Он действительно сказал, что каждую реплику в диалогах его сценария он действительно слышал от реальных людей.
Есть эта известная история Билли Уайлдера о Луис Б. Майер, которая ругала его после показа «Сансет бульвара», говоря, что он опозорил эту индустрию. Какого типа реакцию вы ощутили после показа вашего фильма?
Когда я первые попытался продать его как американский продукт, ответ, который я получил от одного очень известного инди-продюсера – который также работал над несколькими большими студийными фильмами – был классическим. Он сказал: «Я не могу сделать этого с бизнесом, который был так добр ко мне». И на Каннском кинофестивале в мае, глава студии, также тот, который отказался участвовать в создании фильма, после показа, он подошел ко мне, обнял и сказал: «Твой фильм напугал меня до чертиков. У меня были кошмары всю ночь, а сегодня, когда я отправился в «Hotel de Cap» на вечеринку, все, что я смог увидеть – сцены из твоего фильма». Я подумал: «Это довольно хороший отзыв».
Вы за все эти годы иногда позволяли погрузиться себе в Голливуд, но по большей части вы работаете в независимом кино. Это должно было представить вам возможность объективно взглянуть на жизнь в этом голливудском пузыре.
Думаю, я обладаю этим более сбалансированным восприятием аутсайдера. Я не живу в сердце всего этого – на самом деле он не сказался на мне так, как на некоторых других людях. Я действительно достаточно сотрудничал с Голливудом, как вы сказали, чтобы понять, что то, что написал Брюс, было правдой. Я имею в виду, у меня были встречи со студиями, которые были более сюрреалистичны, нежели что-либо в этом фильме. Поэтому я знаю, то, что он написал, никак не было преувеличением; конденсацией, может быть, но не преувеличением. Но Голливуд ничего мне не должен, правда. И я тоже ничего не должен Голливуду.
Этот фильм посвящен актерам. Мне любопытно, что вы узнали об актерах за все эти годы.
Моя методика работы с актерами исходит из моего темперамента, который, как я полагаю, довольно канадский. (Смеется) Это сотрудничество не только в работе, но и по духу. Мне нравится создавать действительно счастливую съемочную площадку с огромным количеством юмора, и актеры чувствуют на моей площадке, что за ними наблюдают. Я вижу все, что они делают. Актеры хотят знать, что вы наблюдаете за тем, что они делают, и они хотят, чтобы их направляли. Они не хотят не знать точно, что им делать. И я также понял – и думаю, это нечто напоминающее методику Вуди Аллена – если вы хорошо выберете актеров, на самом деле вам не так уж тяжело придется в направлении ваших актеров. Если они понимают сценарий, и вы приняли правильные кастинговые решения, они просто будут играть. Я никогда не верил в эти свенгали-вещи [сильный человек, подчиняющий своей воле другого и открывающий в нем скрытые таланты], где вы гипнотизируете актера, чтобы он исполнял ваши приказы, или вы берете актера и ломаете всю его психологию, чтобы выстроить его как своего персонажа. Я никогда не чувствовал, что это даже отдаленно реально, и я никогда не чувствовал, что любой актер, с которым я работал, нуждается в этом.
Вы упоминали, что выбираете правильных актеров на правильные роли. Для «Карт» вы выбрали очень эклектичный состав, сыграть персонажей, которые обладают недостатками, если не сказать деформированных. Было ли легко привлечь актеров, или были и те, которые реагировали на ваше предложение так же, как и те напуганные руководители?
У меня действительно была парочка актеров, которые боялись этих ролей, поскольку они невероятно экстремальны. Например, есть сцена, где Гавана Сэгранд сидит на унитазе, во время долгой беседы со своей ассистенткой, она испражняется и делает все другое. Были несколько актрис, которые рассматривались на эту роль в течение долгого процесса развития этого сценария в фильм, но которые не могли сделать эту сцену. Они просто не могли пересилить себя и сделать нечто подобное в сцене. И вы принимаете это. Люди говорят: «Как вы можете уговорить своих актеров делать нечто подобное?». Я отвечаю: «Что ж, вы и не должны уговаривать. Если вы вынуждены уговаривать, тогда это неправильный актер для этой роли». Так было и с Джули, мы никогда даже не обсуждали это. Это был просто бизнес, как обычно, и мы много веселились во время съемок, потому что, в определенном смысле, это очень смешная сцена. И в определенно смысле, это в то же время и тревожная сцена. Мы все понимали это. Вам нужен подходящий актер, чтобы сделать ее, тот, кто не боится, и которого не запугаешь. Нет никакого расчета; вы просто должны поговорить со своим актером и выяснить это.
Более тревожным для меня чем инцест, который присутствует в фильме, были права актера-ребенка и то, как влияют на него люди, что окружают его. Это видение Брюса – но вы сами смотрите так же на эту индустрию, на этих юных звезд, которые достигают подобного успеха?
Конечно. Я могу сказать, что сказал мне Джон Кьюсак: «Я был Бенджи». Джон был ребенком-звездой, и он может сказать, из своего собственного опыта, что в свое время он был таким же. Что слава, преклонение, много денег, дарованные вам, странного рода власть, которую вы еще даже не осознаете, все это совершенно деформирует ребенка, которые еще недостаточно взрослый, чтобы разбираться с чем-то подобным.
Все мои актеры могут поручиться за достоверность этих персонажей. Не то, чтобы они сами были такими, но они знают людей, которые пережили подобное. Джулианна Мур, например: ей 50 лет. Сколько актрис, с которыми она начинала, и которые были очень популярны в свое время, после 40 попросту исчезли, как будто перестали существовать? Все это похоже на экзистенциональный ужас – своего рода пре-смерть в Голливуде, когда вы неожиданно перестаете получать эти звонки. Никто не хочет видеть вас на экране. И если вы не на экране, вас не существует. И это случается с женщинами чаще, нежели с мужчинами.
Некоторые из разговоров персонажей в этом фильме начинаются или заканчиваются с «чао». Это нечто, присущее Голливуду, что вы слышали все эти годы и что заставляет вас внутренне съеживаться?
Нет. Я говорю «чао» уже многие годы в Торонто, поскольку у нас огромная популяция итальянцев, с которыми я тесно связан. У меня много итальянских друзей. Так что для меня «чао» не совсем так воспринимается как в Лос-Анджелесе, где оно звучит претенциозно или как-то еще. На самом деле, я скажу вам «чао», когда мы будем прощаться.
Я не думаю, что вы когда-либо снимете сиквел хоть к какому-либо из своих фильмов – а я очень надеялась на сиквел «Порока на экспорт».
Думаю, это был единственный фильм, где я подумывал о создании сиквела. Это просто не сработало по разным причинам, из-за графика Вигго [Мортенсен] и того, что «Focus» хотел делать в то время и чего не хотел. Я был действительно заинтересован в том, чтобы увидеть персонажей Николая и Кирилла, сыгранного Венсаном Касселем, увидеть, что произошло бы с ним, если бы они уехали в Россию. Меня очень интересует Россия и что там происходит. У меня есть отличная идея для сюжета сиквела, которую Стив [Найт] написал довольно красиво. Но все это обречено и не будет снято, боюсь.
Обречено и не будет снято никогда или в ближайшем времени?
Нет, никогда.
У вас уже есть следующий проект?
Я сейчас нахожусь в той точке, где я не чувствую, что должен снять еще один фильм, просто чтобы снять фильм – если только мне не подвернется какой-то проект, по-настоящему привлекательный. А между тем я пишу свой второй роман. Я написал первый, «Потребление», он был опубликован в конце сентября, и издан на двадцати разных языках.
Тогда я обязательно куплю «Потребление». Спасибо за то, что были так откровенны со мной.
Чао.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Роберт Паттинсон флиртует с Джулианной Мур в изворотливой «Звездной карте»
|