История о том, как «Ведьма из Блэр» породила жанр found footage и вирусные рекламные кампании и о том, как «Паранормальное явление» это все убило.
В прокат выходит «Ведьма из Блэр: Новая глава» — это ли не повод поговорить о жанре found footage и вирусном маркетинге, на котором строится кампания практически каждого подобного фильма?
«Пропали студенты, нашлась кассета с непонятной записью, настоящая она или нет? Не скажем. Сходи в кино и реши самостоятельно». Классная была история, но сколько раз подобную схему пытались провернуть с тех пор — не удалось никому. Вроде, и технологии стали доступнее, можно снимать что угодно и где угодно, и средства коммуникации настолько развились, что охватить даже не десятки, а сотни миллионов людей — это вопрос не технический, а творческий. Почему не получается-то?
Начнем с того, что оригинальную «Ведьму из Блэр» изучают в школах как родоначальника вирусного маркетинга в кино и одновременно как пример идеального исполнения этой самой вирусной кампании. Разумеется, подобный подход существовал и раньше, а уж сколько таких фильмов было снято — тот же «Ад каннибалов», — но ничто не оказало столь серьезного влияния на массовую культуру, как «Ведьма из Блэр».
И вот, выходит очередное продолжение, но не видно «вирусов», не слышно разговоров — ничего, несмотря на интернет, все доступные соцсети и мобильные платформы в каждом кармане. В 1999 году народ завистливо присвистывал, видя модную мобильную лопату от Nokia у Нео в «Матрице». Каким образом тем пещерным людям удалось создать шум вокруг трясущегося фильма за $ 22 000, и почему новая серия, судя по промо-кампании, с легкостью встает в ряд клонированных и неотличимых друг от друга подражателей, а не выделяется на их фоне, как новый эпизод «Звездных войн» на фоне «Командира эскадрильи»?
Для того, чтобы это понять, нам нужно забыть о современных представителях жанра, сделать шаг назад и выяснить, чем же так отличился сам фильм 1999 года. И тут же в глаза бросаются два ключевых компонента, которых не было ни у одного аналогичного проекта с тех пор.
Первое — шум по поводу «Ведьмы» начался еще до того, как фильм получил поддержку большой студии. Режиссеры Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес создали сайт, посвященный легенде о загадочных лесах Мэриленда, с поддельными статьями из прессы, интервью и прочими сведениями по теме. В том числе там была и информация о троих подростках, пропавших в 1994 году. Не за две недели до кинотеатрального релиза, а за четыре года до первых анонсов фильма. Эти же режиссеры ходили по университетским кампусам, собственноручно расклеивая объявления о пропаже студентов с просьбой при наличии актуальной информации связаться с шерифом.
У фильма уже была легенда до того, как он стал большим явлением. Прокатчику оставалось лишь подкинуть дров в топку и придать дополнительное ускорение. Если вы посмотрите трейлер, то обнаружите там около полутора секунд из непосредственно found footage, все остальное — эпизоды из новостей, интервью с родителями пропавших и титры, беспристрастно заявляющие о реальности всех событий. Продвигали не выпрыгивающих из-за угла монстров, а легенду о ведьме и загадку того, что было зафиксировано на пленке.
Второе — сам фильм был сделан так, чтобы подозрения в реальности легенды лишь утвердились. Потому что одно дело кричать по команде режиссера и повторять дубль, если оператор недоволен пересветами в кадре, и совсем другое — быть заброшенными в глухом лесу с камерой, когда вам известна только общая предполагаемая канва, а единственные указания режиссеров — это следовать по GPS-координатам, которые будут оставлять на каждом месте привала, и импровизировать во время переходов между этими точками. А еще у вас не будет никакой связи с цивилизацией. А еще еду и воду вам будут оставлять на точках привалов — и с каждым разом все меньше, истощая вас все сильнее, как морально, так и физически. А еще посреди ночи вашу палатку будут атаковать так, чтобы вы успели проснуться и обалдеть, но не успели понять, что происходит.
Разумеется, все, зафиксированное на пленке, будет выглядеть максимально достоверно, а у актрисы в кадре случится самый настоящий нервный срыв. Дальше останется только отобрать на монтаже самые эмоциональные моменты, и ни один из эпизодов при этом не будет выглядеть излишне художественно или наигранно — снимавшим людям было просто не до этого.
Именно эти два момента — серьезная подготовительная работа задолго до активного продвижения и доверие съемки людям, находящимся не на площадке, а в ситуации с риском для собственного здоровья — то, что крупные студии не ходят повторять. Слишком трудно, затратно по времени и непредсказуемо.
Повторить фокус с минимальными затратами и максимальным выхлопом удалось лишь через 10 лет, когда вышло «Паранормальное явление». Его легенда начала укрепляться тоже задолго до прихода в проект крупной студии и тоже не была связана с художественными качествами самого фильма.
На этот раз, правда, создателям было чуть проще — уже не нужно было ходить по университетам с пачками бумаги, хватило ютуба и твиттера, но информация о том, что любительский фильм за $15 000 оказался настолько страшным, что впечатлил даже Стивена Спилберга, разошлась максимально широко, в масштабах всего Мира. А дополнительным рычагом стал сайт, с помощью которого можно было потребовать у своего местного кинотеатра немедленно обратить внимание на столь удивительное явление и поставить фильм в свою «сетку». Разумеется, еще до широкого проката кинотеатры были уверены в успехе «Паранормального явления».
А вот второй обязательный пункт выполнен не был. Фильм снимали не только в уютном доме, где можно было спать не в мешке, а на шелковом постельном белье, но, что важнее, на площадке все время находилась съемочная группа, и эпизоды снимались не последовательно. То есть, актеры не прошли в реальности путь своих персонажей, а лишь изображали его в меру собственного таланта перед другими людьми. Судя по тому, что студия хотела переснять исходный фильм с нуля, талант нельзя считать достойной заменой настоящему заточению в холодных лесах.
Но впечатлившись реакцией аудитории и сборами, и создатели фильма запустили конвейер, и сторонние завистники решили ковать железо, пока горячо. «Паранормальное явление» дало понять, что попытка разогнать хайп на пустом месте важнее, чем качество самого фильма, в результате сейчас мы имеем то, что имеем: жанр found footage уже довел зрителя до стадии «утомление» и постепенно переходит границу в сторону «ненависти». А «креативные» маркетинговые кампании снова и снова вызывают желание не приобщиться к продукту, а лишь тяжело вздохнуть.
Сами произведения настолько не располагают к вирусности, а лень маркетинговых отделов столь сильна, что в качестве потенциально вирусных роликов регулярно выпускают видеозаписи реакции аудитории, смотрящей фильм в темном зале кинотеатра.
Конечно, весело смотреть, как девушки визжат от страха, а здоровые мужики, подскакивая, рассыпают попкорн на головы соседям, но весело — лишь ограниченное число раз. И, что более важно, все реакции выглядят одинаково вне зависимости от того, какой фильм смотрят зрители. А значит и интернет-аудитории начинает казаться, что все эти фильмы — одинаковые. В какой-то момент просто перестаешь различать, какой именно ужастик тебе рекламируют.
С какого проекта мода на подобные трейлеры пошла в массы? «Паранормальное явление».
В конечном итоге лень и желание обойтись минимальными усилиями привели к тому, что все современные «документальные» ужастики выглядят по большому счету одинаково и продвигаются так же неизобретательно, как очередной сиквел «Паранормального явления». Благодаря копеечному бюджету какое-то количество подобных фильмов еще дойдет до проката, но аудитория уже не то, что не хочет идти в кино, она искренне избегает этот жанр.
Какой из этого всего вывод? Наверное, прежде всего, если вы — начинающий режиссер и надеетесь пробиться в индустрию, сняв на телефон дешевый закос под «документальный» ужастик, то лучше этого не делать. Но, если любовь к оригинальной «Ведьме из Блэр» в вас сильнее, чем страх неудачи, то идите аналогичным бескомпромиссным путем — придумайте легенду, цепляйте на голову GoPro, заполняйте рюкзак аккумуляторами и карточками памяти и отправляйтесь в поход за настоящими впечатлениями, где не будет неудачных дублей, а слезы выступят не благодаря глазным каплям. Один лишь этот подход сделает ваш проект потенциально в тысячу раз более вирусным и привлекательным для аудитории, чем любое «Паранормальное явление».
За информацию спасибо сайту https://www.kinopoisk.ru.
Кинопоиск: Как «Ведьма из Блэр» изобрела вирусный маркетинг
|