Настало время пообщаться с создательницей «Голодных игр» Сьюзен Коллинз и режиссером «И вспыхнет пламя» Френсисом Лоуренсом.
«Голодные игры: И вспыхнет пламя» можно будет увидеть на экранах кинотеатров с 22 ноября, а совсем недавно книжный критик Лев Гроссман взял масштабное интервью у автора трилогии «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и режиссера фильма «Голодные игры: И вспыхнет пламя» Френсиса Лоуренса.
Данное интервью было разделено на пять частей. Это третья, а первую и вторую часть вы можете прочитать, перейдя по соответствующим ссылкам.
Описанные на Арене бои настолько грубые и графичные, как вы поняли, насколько далеко можно зайти с точки зрения насилия в молодежной литературе?
СК: Я думаю, что, возможно, это мой собственный детский опыт. Я окунулась в историю этих вещей очень рано через опыт моего отца. Думаю, он знал тот уровень, который был приемлем в раннем возрасте для исследования различных тем. Вероятно, это и было моим ориентиром на протяжении всех девяти книг.
Я думаю, что людям очень неудобно говорить с детьми о войне. Так что они не делают этого, потому что так легче. Но тогда у нас получается, что есть восемнадцатилетние молодые люди, которые поступают на военную службу и не имеют ни малейшего представления о том, во что они входят. Думаю, мы ставим наших детей в очень невыгодное положение, не говоря с ними о войне, не позволяя им понять об этом с самого раннего возраста. Это не пугает их. Истории не пугали меня, когда я была ребенком, а в этих случаях они беллетризированные. События «Хроник» происходят в фантастическом мире, а «Голодные игры» в далеком будущем. Я не ощущаю, что юные читатели боятся этого. Думаю, они заинтригованы и в некотором смысле испытывает облегчение, увидев эту тему обсуждаемой.
ФЛ: Да, и видеть то, что ты не сдерживалась, думаю, это также является значительной частью. Ты не сдерживалась, ты показала последствия.
СК: Это то, о чем мы должны вести диалоги с нашими детьми намного раньше. Получается, что люди испытывают неудобство и не знают, как говорить об этом. Прямо сейчас по всему миру существуют дети-солдаты, которые в свои 9-10 лет вынуждены носить оружие и находиться в состоянии войны. А наши дети даже не могут прочитать вымышленную историю об этом? Я думаю, что могут.
Почему вы пишите об этом фантастическом произведении? Почему бы не написать реалистический роман о войне, которая действительно имела место?
СК: Думаю, потому что во всем этом есть своего рода аллегорические элементы. Арена аллегорична. Это символ, и мы все собираемся для того, чтобы наблюдать за его преобразованиями. И мне нужно было иметь возможность создать то, с чем я смогу работать так, как мне это было нужно. В событиях «Голодных игр» есть некая историческая основа, ведь у нас было восстание Спартака, в котором есть человек, являющийся рабом. Он превратился в гладиатора, возглавил восстание и стал лицом этой войны. Так что для этих персонажей есть некий исторический прецедент. Но я думаю, что мне нужна была свобода в создании элементов, которую просто невозможно найти в истории.
Френсис, а вы думали о том, где была граница демонстрации экранного насилия?
ФЛ: Ну, я помню, что когда читал «Голодные игры» в первый раз, даже притом, что я тогда вообще не был вовлечен во все это, я подумал о том, что это будет действительно сложно, потому что у меня уже были проблемы с рейтингами фильмов, которые я снимал в прошлом. Я подумал: «Черт возьми, детская угроза - коварная вещь с точки зрения рейтинга, и показывать детей, которые убивают детей, будет непросто». С другой стороны, у меня был другой опыт, потому что в «И вспыхнет пламя» детей гораздо меньше, чем в «Голодных играх». Теперь вы имеете дело с Ареной, полной победителей, так что теперь есть и восьмидесятилетняя женщина, а Китнисс и Пит, я думаю, являются самыми молодыми.
СК: Только они двое по-прежнему остаются несовершеннолетними. Им по 17, а следующей самой младшей, вероятно, будет Джоанна, которой 21.
ФЛ: И в этом фильме есть гораздо меньше человеческого насилия по отношению друг к другу. Сама Арена становится гораздо беспощаднее. Так что я действительно был не так сильно обеспокоен, как это было бы, если бы я работал над первым фильмом.
В связи с «Голодными играми» люди часто упоминают «Повелителя мух». Это то, что оказало на вас влияние?
СК: «Повелитель мух» является одной из моих любимых книг. Гораздо большее влияние она оказывала на меня в подростковом возрасте, но я все еще перечитываю ее каждые несколько лет.
Это книга, которую я, безусловно, прочитал в подростковом возрасте. Там никто не создавал видимость благополучия. Это то, каковы люди, и чем могут обернуться их действия. Что еще оказывало влияние?
СК: Если говорить о начальном импульсе для истории, то в детстве я была фанатиком греческой мифологии, так что вы обязательно увидите некоторые элементы от Тесея и Минотавра в лотерее и призвании юношей и девушек, которые будут брошены в лабиринт на Крите. Также «Спартак». Будучи ребенком, я была очарована фильмами про гладиаторов, так что «Спартак» и «Деметрий и гладиаторы» тоже оказали свое влияние.
Но у меня в этом также была и реальная часть истории, потому что мой отец пояснял мне большую часть исторического контекста, так он приобрел «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и прочитал мне ту часть, что была о Спартаке. Таким образом, все это объединилось вместе. Поэтому я думаю, что в какой-то момент мне было суждено написать гладиаторские игры.
Любимые книги, помимо «Повелителя мух»? У меня их так много... Те, которые оказали непосредственное влияние? Вероятно, «1984» и «О дивный новый мир» из-за их мрачного аспекта. Было много книг с молодыми героями, которых я любила, когда росла. Я любила «Дерево растет в Бруклине». Я читала «Мы живем в замке» уже позже, когда была взрослой, но мне очень понравилось. Также я не могу не сказать о «Лотерее». Это лотерея, в которой вы пишите имя и люди умирают. Это, пусть и короткая, но невероятная новелла.
Перевод выполнен Mussonka специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Голодные игры: И вспыхнет пламя»: Беседа с Френсисом Лоуренсом и Сьюзен Коллинз (Часть 3)
|