Питер Сэттлер написал отличный сценарий, беспокойный, трогательный и важный дебют, и стало ясно, почему Америка должна закрыть тюрьму в Гуантанамо.
Пресса отметила: "Молодая женщина (Кристен Стюарт, которая исполняет одну из своих самых серьёзных ролей, играя Эми Коул) идёт на военную службу, чтобы быть частью чего-то большего, чем она сама и её маленький город, но в конце концов, оказывается в роли новобранца охранника в Гуантанамо. Ее миссия далека от черного и белого, и она окружена враждебными и агрессивными джихадистами-мужчинами. Когда она завязывает необычную дружбу с одним из задержанных (иранский актер Пейман Моаади, который удостоен Оскара за "Развод Надера и Симин"), и их миры навсегда изменились. Написанный и срежисированный Питером Сэттлером, "Лагерь «X-Ray»" является глубоко человеческой историей двух людей на противоположных сторонах войны, захваченных и пытающихся найти путь жить вместе.
Помог ли опыт "Развода Надера и Симин" вам для кастинга "Лагеря «X-Ray»"? Питер Сэттлер был большим поклонником "Развода Надера и Симин", и это стало одной из важных причин, почему я получил эту роль. Я был в Иране, работая над "Мельбурном", когда мой агент прислал мне сценарий. Когда я прочитал сценарий, первое, на чём я сосредоточил внимание, сама история. Может быть, это говорил писатель во мне. Фильм должен быть хорошим. Если единственная награда фильма на кинофестивале - это награда в номинации "лучший актёр", это не имеет значения, никто не увидит меня. Если он получает награду в категории "лучший фильм", то его увидит более широкая аудитория, а также откроет больше дверей для актеров. Так что для меня история, сюжет должны быть хорошими, потом предлагаемая мне роль и, конечно, режиссёр. Я не знал Питера в то время. Это был его первый фильм. Мне понравился его сценарий сразу. Но я должен был прочитать его ещё раз. Второй раз я сосредоточился на героях. Английский не является моим родным языком, поэтому я должен был сосредоточиться на каждом слове. Тогда Питер позвал меня. Он хотел видеть меня таким образом, поэтому мы говорили в течение приблизительно десяти минут по Skype.
Так странно для меня, что кто-то в Голливуде может по Skype говорить с актером в Иране о том, что хочет видеть в своём фильме. Есть много вещей, которые фильтруются в Иране, но не Skype. Интернет может быть медленным, и вас часто отключают, но это не то, что может быть под контролем правительства. Многие из моих друзей в Америке, и они есть в Skype или кто-то связывается со своими родными в Иране. Я сделал это, когда я был здесь, а моя жена и дочь были там.
В прессе отмечается, что Питер неохотно связался с вами, потому что он не был уверен, что вы подходите для этой роли. Он сказал вам что-то об этом? После того как он подтвердил, что я участвую в фильме, и мы стали действительно близкими друзьями, он сказал мне: "Мне понравился "Развод Надера и Симин", и мне понравилась твоя игра, но я чувствовал, что мне нужен кто-то громче, кто бы высказался и не держал вещи внутри." Он хотел кого-то, кто бы кричал и смеялся громко...
Но в "Разводе надера и Симин" вы не были особенно тихим или отстранённым. Был гнев и крик. Я знаю. Но то, что произошло, было очень смешно. Когда Питер позвонил по Skype, я не знаю, в каком настроении я был в тот день, но я был очень громким во время приветствия. "Здравствуйте, Питер!" Позже я сказал ему: "Питер, не беспокойся о громкости, потому что я очень громкий. В самом деле, всякий раз, когда я говорю с моей женой на публике, она говорит мне понизить голос.
Кроме того, он говорит, что он взял вас, потому что увидел химию между вами и Кристен Стюарт, когда вы все пообщались по Skype. Следующей ночью мы втроем встретились в Skype и прообщались около сорока пяти минут, потому что Кристен хотела пообщаться со мной. Тогда она сказала, что хотела посмотреть "Развод Надера и Симин". Она взяла DVD и сказала, что ей понравилось.
Таким образом, она не видела ваши фильмы раньше? Нет, но, честно говоря, я никогда не видел "Сумерки" или любой из её фильмов до совместной работы. Так что у меня не было предубеждения или какого-то особого мнения о ней. Я видел её в первый раз в доме Питера в Лос-Анджелесе, и она была более, чем удобной партнёршей. Она подошла ко мне и сказала: "Я очень рада работать с вами." Я спросил Питера, какой цвет волос у Коул: она будет блондинка или брюнетка, потому что в фильме Али всегда называет ее "Блонди". Он сказал, что цвет волос будет тёмным, как натуральный цвет волос Кристен. Он спросил меня, что я думал об этом. Я сказал, что мне это нравится. Для Али все американские девушки "Блонди". Это смешно.
Хорошо, что Коул принимает кличку "Блонди". Вы и Кристен пришли из двух разных частей мира, вы снимались в различных жанрах фильмов, ее игра очень сдержанная, а вы выразительны и более красноречивы. Я думаю, что это окупилось для создания двух разных персонажей, в том числе и потому, что актёры различны сами по себе. Кристен говорит: "Давайте репетировать, расскажите мне о вашем стиле работы или давайте создадим что-нибудь вместе." Люди приходят ко мне и спрашивают: «Какая она на съемочной площадке? Дружелюбна ли она вообще?" И она дружелюбна. Она была очень вдумчивая, очень трудолюбивая, полна энергии, очень хотелось сделать что-то большое. Она никогда не была удовлетворена тем, что она сделала, всегда предлагала что-то переделать: "Давайте сделаем это по-другому." Мне понравилось многое. Это было очень, очень важно для меня, потому что большинство в моей игре зависит от моего партнера. Все наши диалоги с Кристен были как игра в пинг-понг. Я не могу быть хорошим актером, если у меня нет хорошего партнера в фильме. Так что я был рад, что мы много репетировали, пробуя разные версии.
Вы говорили с Кристен о том, какая реакции её героини должна была быть в ответ на тюремное заключение Али в Гуантанамо и его общение с Коул? Я спросил ее, что она думает. Она много думала об этих проблемах и о её героине каждый день, и она говорила Питеру и мне, если она думала, что её персонаж должен реагировать иначе, чем мы планировали. Питер отвечал: "Это правда." А я: "Кристен, вы можете сделать это для меня, потому что мне нужно знать, что я должен делать, если вы измените вашу игру. Если вы что-то измените здесь, то мы должны также изменить и другие моменты". Питер мог бы сказать: "Он тоже сценарист, и он помнит все."
Питер принимал изменения от каждого из вас? Более чем с кем-то из других режиссеров, с которыми я работал, он, как Ашхар Фархади, потому что он оставляет вас, давая делать всё, что вы хотите сделать, это свести к минимуму или максимуму его участие, и он наблюдает за вами, чтобы увидеть то, что работает и что не работает. Он не разговаривал с нами и не говорил нам, чтобы делать то или это. Для него главное творчество команды, а затем картинка.
Разве вы не снимались там же, где вы сняли фильм? Мы репетировали и снимали в бывшем изоляторе для несовершеннолетних в Вайттер, Калифорния, который выглядел почти так же, как Гуантанамо. Мы сделали это, потому что иногда удивляешься, когда вы переходите от одного места к другому. В тюрьме мы репетировали в течение двух или трех дней с закрытыми дверями. Мы хотели определить, что мы могли бы услышать, если двери были закрыты между нами. У меня не было много места, и у Кристен не много места, поэтому там не так много вещей, которые мы могли бы сделать.
Я думаю, как вы сидели рядом друг с другом. Мы нашли несколько комнат, и мы старались остаться очень близко, чтобы привыкнуть к небольшой площади. Я хотел посмотреть на Кристен очень близко, чтобы убедиться, что ничего не преувеличил. Когда вы находитесь рядом, вы используете свои глаза, чтобы увидеть все части лица. Есть большой смысл в том, когда глаза смотрят вверх, вниз или в стороны. Мы попросили Питера, чтобы он посмотрел всё через объектив фотокамеры в последние дни репетиций.
Сказали ли вам, чтобы вы смотрели отснятый материал? Я никогда не смотрю отснятый материал, но для этого фильма нам пришлось это сделать из-за близких кадров. Нам нужно было увидеть наши глаза. Когда я сделал свой собственный фильм, я не позволил никому из актеров смотреть отснятый материал. И результат был хороший. Но после этого опыта, когда я сделаю еще один фильм, который я, безусловно, буду смотреть вместе с моими актерами.
Но в то время, как вы пытаетесь войти в роль Али, вы думаете всегда, кто он? Вы спрашиваете, как он существует? И как он не сошёл с ума, отказываясь делать что-то? И вы также думаете, какая душераздирающая его жизнь? Да, да! Я думал об этом и многих других вещах. Али, конечно, думал, где моя страна? Где моя семья? Где мои друзья? Он думал о своей маме: они схватили меня и взяли меня, и она не слышала о своём сыне ничего в течение восьми лет. Они, вероятно, ищут меня. Что в новостях обо мне? Все ли в моем районе в настоящее время думают, что я террорист? Иногда вы сомневаетесь себе: если я был террористом и сделал что-то, но не помню. Если я признаю, что я сделал что-то и сказал:"Я сделал это, повесьте меня, пожалуйста," это было бы конец истории. Те вещи, которые я думал, что он будет думать.
Этот фильм заставляет нас думать, что это не имеет значения, если он сделал что-нибудь или нет, но что он должен получить надлежащее правосудие, в меру и гуманное. Точно. Мы не говорим, он виновен или нет. Есть виновные в Гуантаномо, которые были пойманы, совершили террористические акты, и они заслуживают наказания, но наказать - это не просто держать их там без суда или считать их не подлежащих Женевской конвенции, только потому, что они называются задержанными, чем заключенными. Дайте им жизнь в тюрьме, даже повесьте их, но держать их там плохо не только для "задержанных", но и для правительства США. Народ Америки не хочет этого! Они просто не могут его закрыть.
Многих людей удивляет увидеть Кристен Стюарт в главной роли в малобюджетном фильме против бесчеловечного обращения с мусульманами в Гуантанамо. Как вы думаете, важно, что Коул - это женщина, которая противостоит Али? Это делает его более интересным. Я думаю, что это разделяет их ещё больше. Коул может быть мужчиной, и я думаю, что Питер писал изначально о мужском персонаже. Мне нравится, что это женщина и мужчина, и их отношения несексуальные. Это не о притяжении противоположностей. Прежде, чем мы снимали, мы получили книгу толщиной два дюйма, DVD, фотографии и ссылки на интернет-исследования. Я видел документальные фильмы о Гуантаномо и рассказы юристов о тюрьме. Я провел часы, исследуя, и увидел, что фильм очень точный и правильный. Все в фильме подобно тому, как это на самом деле в Гуантанамо. И там есть женщины охранники.
Питер Сэттлер говорит: "Это не политический фильм, это глубоко человеческая лента." Я не согласен. Часто режиссеры говорят, что их очень политические фильмы не политические, потому что они не хотят отпугнуть американских кинозрителей. Но если мы посмотрим на человеческий фактор, и мы начинаем отождествлять себя с людьми, которые находятся в заключении в Гуантанамо, то мы начинаем спрашивать, что можно сделать для них, в том числе закрытие объекта, и в этот момент он становится политическим. Это на 100% верно. Приятно слышать. Я согласен с вами. Вы не можете сказать, что это не политический фильм. Когда вы говорите "Гуантанамо", вы говорите о политике. Когда вы говорите "террорист" или "подозреваемый в терроризме," вы говорите о политике. Фокус не в политических вопросах, а в том, как Питер пытался донести информацию. Но мы не можем уйти от того факта, что есть политические вещи в кино, и после выхода из кинотеатра вы думаете о ситуации в Соединенных Штатах, и о том, что надо закрыть Гуантаномо.
Расскажите мне о других проектах. "Мельбурн" был на фестивалях в Венеции и Цюрихе и будет на фестивалях в Каире и в Токио. Я постараюсь поехать, но это зависит от графика серий "Уголовного правосудия", в которых я снимаюсь для канала HBO. Он не был в эфире еще и потому, что был задействован Джеймс Гандольфини, и он умер. Мы были в подвешенном состоянии в течение двух лет, и теперь Джон Туртурро в нем. Он абсолютно классный актёр.
Были ли вы удивлены, что в Соединенных Штатах можно снять такой фильм, как "Лагерь «X-Ray»? Я был удивлен. Вы не смогли бы сделать такой фильм в Иране. Я очень рад видеть, что можно сделать такие фильмы сегодня.
"Лагерь «X-Ray»" доступен на DVD и Digital с 6 мая в Австралии.