Ярмарка плоти

Недалёкое и, увы, отнюдь не прекрасное будущее. Эволюция «награждает» людей способностью отращивать разные лишние органы и заставляет поедать несъедобное, например, пластиковые вёдра.

Кое-кто даже умеет извлекать из этого выгоду – как Сол Теснер, сперва вынашивающий в своём теле новые органы, а потом устраивающий вместе с подругой Каприс натуралистический перформанс, включающий их удаление. Маргинальная публика от такого шоу в восторге, но своими природными достижениями Сол начинает привлекать к себе внимание спецслужб.

Наверное, сложно вспомнить режиссёра, который бы обладал такой любовью к препарированию человеческих патологий, как Дэвид Кроненберг. Причём интересуют его не только плотские дефекты, но и уродства души, что он последний раз успешно демонстрировал в отличной «Звёздной карте».

«Преступления будущего» – отнюдь не ремейк одноименного фильма 1970 года, а возвращение Кроненберга к своему любимому стилю «биопанк» – потому картина поначалу кажется идейным наследником «Видеодрома» и «эКзистенЦии». Вот только стоит повнимательнее всмотреться во вселенную «Преступлений», как быстро понимаешь, что, в отличие от упомянутых работ, эта культовой вряд ли станет.

Создание болезненного, гротескного мира по-прежнему завораживает: Кроненберг как никто другой способен манипулировать человеческой жаждой лицезрения запретного и шок-контента, а потому визуальные образы создаются им блистательно.

Жуткая колыбель, в которой Сол не только отдыхает, но и производит на свет лишние части тела, шрамирование и лапаротомические операции вкупе с публичным вскрытием детских трупов посредством пугающих биомеханических роботов-манипуляторов – во всём этом мы узнаём знакомый режиссёрский почерк.

Но стоит персонажам открыть рот, а самой истории начать развиваться, как это зрелище мигом превращается в душную, невнятную и очень скучную попытку выдать «большое кино».

Складывается чувство, что Кроненберг просто не знает, что со всем этим делать – как с героиней Кристен Стюарт, которая, вкусив комплиментов критики по поводу её работы в «Спенсер», теперь наверняка будет привносить ломано-манерную технику в свою игру где надо и не надо.

Стремление представить картину как нечто сложное и философское кажется обманкой для доверчивого зрителя, поскольку реплики пафосны и высокопарно-бессмысленны, темп усыпляет, а события становятся всё мутнее и расфокусированнее, отчего интерес к происходящему улетучивается уже где-то к исходу первого часа, и ты просто ждёшь, когда же этот перформанс в футуристической анатомичке наконец закончится.

Для полноценной гротескной вселенной, способной представлять собой малоперспективное общество будущего, всё большее теряющее зачатки гуманизма и превращающееся в бездушных перверсивных монстров, кино предлагает слишком мало деталей и интересных типажей.

Многие идеи эффектны, но глубоко вторичны по отношению к лучшим работам самого Кроненберга. По-настоящему интересные и потенциально провокационные темы не развиваются – например, сочная фразочка «Хирургия – это новый секс» призвана служить лишь модным статусом для профайла в соцсетях, так как остаётся только репликой и не находит на экране достойной реализации.

Особенно обидно, что высокий потенциал был, к тому же Вигго Мортенсен и Леа Сейду очень старались и потому отсутствие малейшего эмоционального отклика в душе было вовсе не их виной.

Вообще, после просмотра не находится иных объяснений, кроме как «Кроненберг выдохся» и, похоже, он сам это понимает. Тем более что на пятки ему уже наступает молодняк – причём не только в лице сына Брэндона, снявшего гораздо более внятную картину «В чужой шкуре», но и Джулии Дюкурно, чей «Титан» вообще ухитрился сорвать банк в Каннах, завоевав там «Золотую пальмовую ветвь».

И если эти фильмы рассматривать как отпочковавшиеся от тела Кроненберга органы, причём «промаркированные» им лично, которые он с любовью отрезал и отдал для самостоятельного развития, то в этом случае в «Преступлениях будущего» начинает звучать хоть какой-то интересный подтекст.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here