"Маяк" - лучший фильм года? РЕЦЕНЗИЯ
С 16 января в российском прокате новая работа режиссера и сценариста Роберта Эггерса ("Ведьма") - "Маяк" (The Lighthouse). Этот маленький черно-белый фильм ранее вышел в США, собрал там 11 миллионов долларов и попал, кажется, во все топы лучшего за год (доказательства - раз, два, три, четыре, пять, шесть).
Критики выражают единодушный восторг, режиссер отхватил приз Каннского фестиваля, а вот с номинациями на "Оскар" картину лихо прокатили - ни Эггерсу, ни одному из двух прекрасно проявивших себя актеров, ни композитору статуэтка совершенно точно не достанется. Правда, операторскую работу все-таки отметили.
В любом случае все мы знаем "Оскар" как чрезмерно политкорректную и донельзя попсовую премию - что во много объясняет отсутствие "Маяка" в числе ее фаворитов в этом году. Дело в том, что, при всех своих достоинствах, "Маяк" - это очевидное кино "не для всех".
В основу сюжета лег рассказ Марка Эггерса, брата режиссера. История сама по себе проста: есть удаленный от мира маяк и есть два смотрителя, молодой (Роберт Паттинсон) и старый (Уиллем Дефо), которые медленно, но верно сходят с ума, неся на этом маяке долгую вахту. Собственно, на этом и все - используя скелет истории, режиссер нанизывает на него "мясо" деталей, превращая средней руки хоррор-триллер в стилистически безукоризненное артхаусное авторское полотно, отдельные сцены которого воспроизводят картины разных художников, герои распевают старинные морские песни, бухают по-черному, занимаются онанизмом, всячески сублимируют и уходят в затяжные трипы, то ли взаправду, то ли в бреду сталкиваясь с чем-то лавкрафтианским.
Роберт Эггерс глубоко проработал все возможные мелочи, дотошно выстроил каждый кадр, замучил актеров долгими репетициями - в общем, доказал, что его по праву считают одним из самых талантливых современных молодых кинематографистов. Ценители высокохудожественного, умного и атмосферного кино просто обязаны увидеть эту картину. Но вот если вы хотели бы чуточку поразвлечься...
В тему: Как создавали МАЯК (The Lighthouse) Роберта Эггерса
Одна из теорий касаемо скрытых смыслов этого фильма гласит, что герои Паттинсона и Дефо - это один и тот же человек, страдающий раздвоением личности. Сам режиссер в одном из интервью предложил расценивать "Маяк" как интерпретацию древнегреческих мифов и, в частности, мифа о Прометее: мол, герои это боги (Протей, сын морского бога Посейдона, и, собственно, Прометей), маяк - божественный Олимп, свет маяка - божественный огонь, а чайки - эквивалент орла, клюющего печень наказанного богами Прометея. Сложно не усмотреть в дуэте героев аллюзий на взаимоотношения отца и сына, борьбу двух мужских характеров и, как лично мне кажется, тему содомии.
Прямо на это ничто в сюжете не указывает, однако картина Эггерса полна внутренней сексуальной энергетики, периодически прорывающейся на экран то в сцене мастурбации, то в образе русалки, преследующем героя Паттинсона, то в его странном танце со своим престарелым компаньоном. Да и чисто визуально образ маяка можно и нужно рассматривать как фаллический символ. Время действия - конец 19 столетия, место и морская тематика (на флоте, если кто не в курсе, за содомию в те времена морякам грозило повешение) - все это вновь и вновь намекает на скрытые гейские мотивы. Опять же - двое половозрелых мужчин долгое время (недели и месяцы) остаются наедине... Ну конечно, им даже не нужно быть "голубыми", чтобы между ними возникло сексуальное напряжение.
Большая часть фильма представляет собой попойку двух мужиков.
Штука, однако, в том, что все эти и многие другие смыслы и аллюзии, которые можно при желании обнаружить в "Маяке", суть - классическое "искусство ради искусства", вещь в себе. Это не плохо, это просто констатация факта.
Если же вы в принципе хотели какого-либо развлечения, то смело идите мимо "Маяка". Это абсолютно не "оскаровское", совершенно не попсовое кино, аудиторией которого являются эстеты и критики. И ценители мрачной атмосферы, которым красоты, стиля и мрака вполне достаточно, чтобы получать удовольствие. Любого иного зрителя "Маяк" не увлечет и не запугает, а лишь запутает и нагонит скуку.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Даже и не догадался,..и не какого намёка даже не было. А фильм хорош,..Понравился.
Ну это именно теория кого-то из зрителей. Домыслы, фантазии.
Намеки на самом деле были, причем жирнющие. И что герой Дефо, по сути, не делает ничего существенного параллельно с героем Паттинсона (персонажи действуют в основном поочередно), и неожиданный поворот с тем, что они оказываются тёзками, и сцена, в которой Паттинсон подкрадывается к спящему Дефо и вдруг обнаруживает на земле самого себя. В общем, лично для меня очевидно, что в сюжете действует только один реальный человек. Фильм понравился.
По всем параметрам "Ведьма" Эггерса мне ближе и роднее. Тут стиль, атмосфера, гротеск и безумие пересилили саму историю, а жаль.
Маяк - пердёжь, блевотина, испражнения, угарные запои и дрочка и все это в черно-белом исполнении, безусловно в этом есть зашифрованный смысл, экзистенциальная глубина, как дырка в отхожем месте. И в эту дырку заглянул и вобрал в себя ароматы жизнедеятельности распиарастеный режиссер Роберт Эггерс. И как видим не он один способен наслаждаться туманящими ароматами непонятных субстанций. Актеры замечательные, что Паттисон, что тем более Дефо, но они как капля меда в выгребной яме.
Херня.
Так, перегнул палку. Простите, буду держать себя в руках.
ведьма мне очень понравилась, а этот фильм - никакующий. я мог бы еще это в качестве арт-хауса серьезно обсуждать, но как хоррор это совсем плохо. режиссерско-операторская мастурбация. вообще непонятно каким боком это кино все в разряд хоррора кладут.
Вы его досмотрели?
с трудом. я сам люблю все эти символы, но они должны складываться в итоге в орагничный замысел. в тарковщину (я вам сейчас накидаю тут архетипов - сами разбирайтесь) я не играю: прометей, но не орел, а чайка, русалка читайте энциклопедию символов, где-нить сороковым образом узнаете, что она означает вот это... ну и потом вот же я вам тут сейчас в квадратной компановке экрана ч/б снял, а это же 100 баллов к общему замыслу - сразу елевейтид хоррор, епта!!! не, ну можно дуэту актеров конечно порадоваться, но фильм - какаха.
Да нет, норм фильм, просто "не для всех". Я спрашивал к тому, что "в разряд хоррора" кладут из-за общей атмосферы и финала.
маньеризм весь этот с открытыми смыслами и образами точно не для меня.
Ведьма стояла в листе ожидания на просмотр и теперь у меня дилемма смотреть или нет. Вдруг такие же помои как маяк.
Мне Маяк тоже совершенно не понравился, а Ведьма - один из любимых хорроров. Так что смело смотрите. Там хоть есть нарратив.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!