Новости

Душераздирающая клоунада длиною в жизнь (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 4

Артур Флек – обычный маленький человечек. Он живет вместе с мамой, у которой в ближайшую пару лет намечено свидание с костлявой с косой в руках, каждый день посещает работу и очень ответственно, с самоотдачей делает её, хотя всем вокруг наплевать. Мама не очень дружна с сыном, хотя это практически незаметно. Артур тоже этого не понимает. Каждый день про себя он произносит магическое заклинание "Just smile and put on a happy face", чтобы придать себе сил и "на позитиве" привнести в этот дерьмовый городок хоть немного красок, чтобы наконец-то почувствовать себя существенным, реальным. Но пока что так и не вышло. Артур не отчаивается. У него есть мечта. Когда он был маленьким, он хотел стать очень остроумным, вездесущим комедиантом, смеяться над миром и заставлять людей самих над ним смеяться. Он станет давать интервью Мюррею Франклину по ТВ, придумает, как людям постичь всю соль своей "шутки-жизни". Все будут счастливы и не будут ругаться. И даже его мама не будет психовать и будет счастлива. Артур Флек – очень хороший маленький человек.

Скучная размеренная жизнь простого горожанина навсегда закончилась после произошедшего с ним? Да нет. С того самого дня его мир уже никогда бы не смог стать прежним? Тоже нет. Случившееся заставило осознать великую судьбу, что предначертана ему, и на своем пути к ней он готов превзойти все невзгоды? Нет.

Так в чём же тогда вообще смысл?

Помимо визуальной очевидной части, внутри "Джокера" кроются и другие значительно более коренные и комплексные отличия от любого кино. Одно из них – полное отсутствие какой бы то ни было захватывающей сценарной завязки.

С самого начала зрителю не предоставляется ничего, что бы могло "подцепить" его на крючок истории. Ни глобальной интриги, примерно обрисовывающей некую увлекательную нить повествования, ни даже хоть сколько-то размытого представления о грядущем нарративе. Нет ничего, что сюжетно бы мгновенно заинтересовало и вовлекло.

Обоснование тому безынтересно. В "Джокере" действительно нет сюжета. Как минимум, такого, какой мы привыкли ожидать.

Вместо яркой и броской оболочки событий и происшествий, данный фильм делает очень серьёзный упор на другую составляющую – на всё то насыщение, что может быть внутрь него помещено. Он ни коим образом не отказывается от привычной системы ситуаций, толкающих вперёд историю, но всего лишь принципиально смещает акцент собственного повествования. Всё ещё во множестве происходящие странные, печальные или лицемерно-счастливые моменты просто не играют самостоятельную первостепенную роль. Они лишь жесткие рычаги воздействия на героя, выворачивающие того наизнанку. Обнажающие то, что по-настоящему интересует автора – мысли и переживания.

Можно смело забыть обо всех Джокерах, которых мы знали прежде - несмотря на заметные различия в трактовках, привносимых разными режиссёрами и актёрами, манипулятор-социопат наряду с загадкой своего происхождения сохранял безумную харизму. Совсем не таков Джокер у Филлипса. Артур Флек - затравленный неудачник, страдающий от тяжёлого психического расстройства, с которым искренне поначалу старается бороться - или хотя бы минимизировать последствия. Этот Джокер мало похож на философствующего анархиста или на криминального комедианта, однако как воплощение всего самого жуткого из присущего образу он, несомненно, имеет немалую ценность.

Всё, что ожидает зрителя на протяжении двух часов, составляющих фильм – не больше и не меньше, чем человеческое сознание в чистой и даже преувеличенной форме. Эмоции обычных людей, болезненные, пропитанные чувством вины, неискренностью, и наиболее тёмные, в обыденности сокрытые в самых дальних углах нашего разума. Рассуждения и сожаления, которые понятны каждому человеку и которые никогда не были и не должны быть сформулированы.

На глазах наблюдателя разворачивается самая настоящая садомазохистская эйфоричная трагедия, завораживающая своей сложностью. Борьба персонажа - не с природой или окружением и не с другими людьми, а с самим собой. Экзистенциальное столкновение в желании обрести счастье, которого в реальности полной мрази не пожелать. Единственный и возвышающийся движущий конфликт.

На первом плане здесь – внутреннее гниение и регенерация существа счастливого и одновременно обречённого на страдание, постоянно разбивающегося о жизнь и беззаветно пытающегося обрести с ней мир.

Существа по имени Артур Флек, а НЕ Джокер.

Путь взросления и становления сам по себе нельзя назвать хоть сколько-то оригинальной темой. Сотни, если не тысячи произведений уже были посвящены этой проблематике. Гормональные всплески, первые серьёзные переживания и прямое столкновение с не осознаваемой ранее действительностью – всё это было описано далеко не раз и не два. Но именно этот период позволяет раскрыть сознание и образ мышления человека так, как не способно ничто иное.

В момент перехода от детства к отрочеству, не физическому или умственному, но психологическому, в простой и понятный мир Флека впервые вторгается странное, но столь знакомое каждому ощущение собственной реальной забитости, ненужности и одиночества. Для нас - даже и близко не преследующий каждую минуту существования кошмар, способный отравить жизнь. Но в ситуации Флека, всю жизнь проведшего в воспаленных иллюзиях, навязанных матерью, страхом перед социумом и нежеланием жить, новые перспективы восприятия, пробужденные серией болезненных неудач, разрушающих и без того хрупкий маленький мирок из клоунского грима, дурацкого парика и стенда с надписью "Everything must go!", дают долго сдерживаемым обидам, гневу и реалистичному взгляду на отрицательные стороны окружающей действительности возможность начать менять жизнь неудачливого комика, и вместе с ней - целый город.

Сцены, погружающие в душевные трансформации грустного клоуна, превращающегося в озверевшего монстра, наполнены такой чистой болью и иррациональной жутью, что чрезмерно впечатлительным зрителям, трясшимся от выходок отштукатуренного Пеннивайза, лучше, пожалуй, от греха пройти мимо.

Город Готэм, вобравший неприглядные черты Чикаго и Нью-Йорка, где над вонючими и насквозь криминализированными трущобами надменно, как в "Метрополисе" Фрица Ланга, высятся недосягаемые для плебса небоскрёбы, - жёсткая и точная карикатура на изнанку капитализма. При тотальной стратификации, граничащей с сегрегацией, люди вроде Артура либо молча угасают, либо, как в случае с "Джокером", стремительно и радикально маргинализируются. Что при демонстративном наплевательстве обнаглевших элит на проблему чревато самыми существенными катаклизмами.

Судьба уже не предстаёт им чётко очерченной дорогой, ведущей из текущего пункта А в многообещающий и счастливый конечный пункт Б. Перед ними скорее открывается океан. Бесконечный, пугающий. И переплыть его либо же утонуть в нем – решение, полное тяжелой гнетущей ответственности и до конца не поддающееся сознательному контролю. Флек предпочёл утонуть, чтобы дать стаям голодающих акул повод начать грандиозную кровавую баню, заканчивающуюся полномасштабным уничтожением всего живого.

В финале город в буквальном смысле захлебывается кровью и свободой - как страдающий туберкулёзом в последней стадии пациент, в суицидальном экстазе выташнивающий из лёгких последние сгустки долго скапливающейся гнойной мокроты с молочно-желтой кислотой агонии, и, вместе с тем, жадно вдыхая напоследок в плавящуюся от боли грудную клетку мощные порции холодного кислорода, те, что убьют ослабленное скелетообразное тельце, но смерть и страдания эти, как говорил Даг Брэдли, будет легендарны по уровню запредельного наслаждения даже в Аду.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Следующую часть можно посвятить тому, как Бэтмен вступает в борьбу с пожилым Джокером на фоне увеличения пенсионного возраста.

  • Никогда ещё смех был так не уместен. 10 вытошненных сгустков из 10

  • Хорошая рецензия на хорошее кино. А фильм, конечно, призывает задуматься, трактуя образ Джокера не исключительно индивидуалистично, как некую "вещь в себе", но и как порождение социальных, экономических и политических проблем. Очевидно центральная сцена - выбор Флека-Джокера между самоубийством и убийством.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!