Худший стрелок: рецензия на фильм "Капитан Марвел"

Худший стрелок
5/10

Как пытаться сделать кино о феминизме и кинокомикс в одном флаконе, но в итоге провалить и то, и другое


Киновселенная Marvel вступает в новую фазу — и никто не знает, чего от нее ожидать. Прошлогодняя «Война бесконечности» стала кульминацией десятилетнего киностроительства — и при всем желании, вряд ли «Мстителям: Финал» удастся повторить ее успех. Marvel Studios и ее куратор Кевин Файги готовы поставить жирную точку в истории многих знакомых почти десятилетие героев: Капитана Америки, Железного Человека и проч. Решение правильное, ведь нельзя же вечно вывозить кассовые сборы на харизме Роберта Дауни мл. и пафосно вздернутом подбородке Криса Эванса.

Наша рецензия на "Мстители: Война бесконечности"

Первое заметное высказывание, мол «теперь все будет не так, как раньше» — это «Черная Пантера». Фильм посредственный почти по всем пунктам супергеройского кино, но важны сейчас не они, а месседж, который фильм несет. В киновселенную вводят новых героев — не новых носителей старого костюма, а именно других. Т`Чалла (и другие жители Ваканды), Человек-Паук, даже Тор и его скитания во время «Рагнарека»  — сложно не заметить как курс на «дайверсити», так и в целом правильную попытку освежить общую историю разными локациями, удерживать ту амплитуду «американских горок», которая позволяет кинокомиксам быть мощным и свехприбыльным кинокейсом.  Если же кто-то думает, что «Черная Пантера» — это про респект расе и желание создать социальное явление — что ж, процитируем нового короля Ваканды:

via GIPHY

Но наполнять киновселенную новыми героями все же нужно — еще с послетитровой сцены Infinity War было ясно, что решением многих проблем с Таносом для Мстителей будет Капитан Марвел, она же Кэрол Денверс, бывшая летчица ВВС США, воительница Крии и первая явная протагонистка MCU, получившая сольный фильм. Marvel не успели сделать это первыми — еще в 2017 году с этим отличано справилась «Чудо-Женщина». А вот «Капитан Марвел» основательно сел в лужу по части сильных женских персонажей. Почему так — расскажем в отдельном материале. Что же с самой героиней?

Наша рецензия на фильм "Чудо-Женщина"

Казалось бы, для набившей руку команды Marvel Studios снять еще один супергеройский фильм, но с главной героиней женщиной — плевое дело. Есть четкая схема, по которой работают сольники кикнокомиксов, есть даже несколько таких, по которым они ну совсем не работают. Бери лучшее, копируй, окунай в необычную атмосферу, напичкивай отсылками для фанатов и шутейками для массового зрителя — и все, можно преспокойно собірать миллионы кассовых сборов. Но вот в чем проблема — кто сказал, что проверенная схема будет работать, когда фильм, помимо обычного посыла комик-муви, по задумке студии должен продвигать тему феминизма?

Действительно, за годы кинопроизводства у Марвел сформировалась четкая схема зрительских ожиданий. Тем не менее, каждым сольным фильмам киновселенной — пускай и не с первой попытки — удавалось найти свой формат продуктивного общения с аудиторией. Если для Железного Человека это максимальный акцент на харизме и находчивости Тони Старка, то для Капитана Америки важно то, как твердокаменная мораль «золотого поколения» сталкивается с современностью.  Для Тора же Тайка Вайтити нашел отличный формат: зрелищность и юмор, за которым выглядывает личная драма. И Led Zeppelin.

Наша рецензия на "Тор: Рагнарек"

К сожалению, «Капитан Марвел» пока не нащупал верный для себя tone of voice. Героиня не вызывает той эмпатии, из-за которой приятно следить за ее развитием, переживать за ее судьбу и кайфовать от проведенных пары часов. К ней уже не хочется возвращаться спустя несколько месяцев или год.  Почему так? Да потому что в ней не за что зацепиться, кроме того, что она есть. Летать, драться, крушить — явно недостаточно для зрителя в 2019 году.

Режиссеркий дуэт Анны Боден и Райана Флека привык работать с инди-фильмами или же более-менее камерным сериалами — но никак не супергероикой. Лучше бы Анна снимала бы что-то вроде «Полу-Нельсона» с Райаном Гослингом — максимально клевую, душевную историю, которая годится для квартирного просмотра. IMAX-залы требуют масштабности истории, но никак не варианта, когда мощные космические панорамы в начале фильма, предвещающие баталии в духе «Стражей галактики», ближе к середине скатываются к Америке 90-х и антуражу. Да, футболка Nine Inch Nails, песни Nirvana, пыльные бары с музыкальными автоматами — это клево, лампово и мило. Но это не инди-фильм от студии A24, а блокбастер.

Сценаристы ставят перед Кэрол Дэнверс кучу разных задач: забывшая себя Верс должна быть и крутой воительницей, верной подругой и, конечно же, в разные моменты встречать мужское неодобрение ее способностей мощными ответками. Проблема в том, что между всем этом нет никакого баланса: фильм как будто идет по плану, попутно ставя галочки в его реализованных пунктах. По сути, и мощного эмпауэрмента личности, который можно было наблюдать в «Чудо-Женщине» нет. «Капитан Марвел снят по четкому «мужскому» шаблону, но лишь с тезисами «нет, я лучше!» там, где надо говорить о личностном росте, поиске себя и стремлениях самостоятельно вершить свою судьбу. К самой Бри Ларсон здесь претензий мало: в образе она смотрится неплохо, вообще никак не растет как актриса, даже в «Конг: Остров Черепа» ее актерская игра и социально важные месседжи были интереснее.

Помимо основного пассажа феминизма, режиссеры и сценаристы ну очень хотели сделать из Капитана Марвел ролевую модель для маленьких девочек. Учитывая все описанное, говорим: не надо держать детей за клинических идиотов.

Финальная же батальная сцена в принципе показывает не убедительную победу героя, а условную «кузькину мать» всем хейтерам, чуть не завалившим рейтинг фильма на Rotten Tomatoes, и заставляет ломать голову, как «Мстители: финал» будут длиться почти 3 часа, если Кэрол с такими силами может уложить Таноса с одной подачи и закончить кино за 2 минуты.

via GIPHY

Неудивительно, что второстепенные герои выглядят интереснее, чем протагонистка: Сэмюэл Джексон в роли омоложенного (кривовато) Ника Фьюри традиционно хорош, фильм во многом рассказывает о том, как он сам нашел свой путь в мире, где есть супергерои, а Земле может угрожать опасности похлеще исламских террористов или советской армии. Бен Мендельсон, играющий лидера Скруллов тоже хорош — но лишь потому что ему дали понятную роль вменяемого образованного полуантагониста, которую он успешно показывает последние пять лет в десятке картин. А вот Джуд Лоу в роли Йон-Рогга подкачал: актер пытается как-то выезжать на личной харизме, но напрасно. Слив основного антагониста по степени своего идиотизма напоминает фейкового Мандарина из «Железного человека 3». This is bad, really-really bad.

По отсылкам ситуация не лучше: никаких промелькнувших референсов на, к примеру, молодого Тони Старка или Зимнего Солдата. Агент Колсон и Ронан Обвинитель тоже для «галочки»: появились, дежурно выдали пару реплик и все, «пост сдал — пост принял».

Чем же «Капитан Марвел» хорош? Это все еще зрелищный кинокомикс от Marvel, хоть и с более слабой, чем в Avengers: Infinity War графикой, потому смотреть его в IMAX приятно. Ник Фьюри, атмосфера 90-х — тоже приятно. И добавим еще 2 балла за котика Гусю (Goose) — который на самом деле ни разу не кот, а флеркен. Он вам понравится. Марвел вложили в эту задачу много таланта своей монструозной команды маркетологов — и кое-где животинке удается спасти унылый сюжет и невнятную историю происхождения от полного провала. Да и отсылка на фильм Top Gun/"Лучший стрелок" радует. Только вот "лучшим стрелком" Капитану Марвел и так и не стать.

Некоторые высказывают вполне логичную теорию, что «Капитан Марвел» делался кое-как, потому что все силы ушли на Avengers: Endgame, который выходит через полтора месяца. Действительно, на фоне этого фильма новые «Мстители» будут смотреться круче — наверное поэтому послетитровая сцена привлекает больше внимания, чем добрая половина двухчасового фильма. Новая фаза киновселенной Marvel действительно окутана неопределенностью — кажется, в самой студии не знают, как ее строить, а после десятилетия активной работы мозги ее боссов понемногу закипают. И если они не найдут, чем удивить и заинтересовать зрителя, а не просто эксплуатировать свои шаблоны — что ж, название «Мстители: Финал» действительно может быть пророческим.