«Три девятки» Джона Хиллкота: триллер про коррумпированных копов и русскую мафию

3 марта 2016 в 16:40
Станислав Зельвенский — про новый фильм режиссера «Дороги» и «Самого пьяного округа в мире», мизантропический полицейский триллер с кучей звезд.

В Атланте пятеро налетчиков посреди бела дня грабят банк. По их профессиональным действиям видно, что они либо засмотрели до дыр «Схватку», либо имеют специальную подготовку. Верно второе: братья Уэлч (Аарон Пол и Норман Ридус) и главарь банды Майкл (Чиветель Эджофор) раньше работали в силовых структурах, а Маркус (Энтони Маки) и Франко (Клифтон Коллинз-мл.) носят полицейские жетоны до сих пор.

Из банка они выносят некие материалы, которые нужны заказчице по имени Ирина Власова (Кейт Уинслет): она руководит русско-еврейской мафией, пока мистер Власлов чалится на российской зоне, и с помощью этих материалов собирается освободить мужа. Впрочем, как выясняется, этого недостаточно: ей нужен еще один сейф, на этот раз в правительственном здании, и она настаивает на еще одном ограблении. Ситуация осложняется тем, что у Ирины есть сестра (Галь Гадот), дура, но красивая, и у нее ребенок от Майкла. Соответственно, он не может ей отказать — иначе больше не увидит сына, — а она не может его пристрелить из соображений семейной этики.

Экспозиция грозит затянуться еще на пару абзацев, но такой уж это фильм. Необходимо, в любом случае, представить еще двух героев: Кейси Аффлек играет честного полицейского, которого ставят в напарники к одному из коррумпированных. Вуди Харрельсон играет его дядюшку, симпатичного, но подверженного многочисленным порокам следователя, который как раз пытается найти грабителей. Наконец, «три девятки» — код полицейских переговоров, означающий, что офицер ранен и все должны немедленно броситься ему на помощь; преступники хотят в нужный момент спровоцировать эту ситуацию, чтобы спокойно совершить сложное второе ограбление.

От изобилия персонажей поначалу слегка кружится голова, но тут нужно потерпеть, поскольку фильм развивается как шахматная партия: первые жертвы появятся уже в дебюте, а под конец на поле останется ровно столько фигур, сколько необходимо для мата. Это не спойлер, а особенности жанра: по первым же сценам «Девяток» ясно, что это кино, в котором все будет плохо, и вопрос только в том, в каком порядке полетят головы. Розовые очки — не совсем то, чем знаменит австралиец Джон Хиллкот («Предложение», «Дорога», «Самый пьяный округ в мире»), но даже по его меркам нигилизм и мизантропия «Девяток» довольно выдающиеся. Сравнение фильма с триллерами Майкла Манна напрашивается, однако тот все-таки романтик: в своих антигероях он ценит не только уголовное ухарство, но и блатную тоску, своеобразное благородство и прочий сложный внутренний мир. Хиллкот описывает уже не человеческое общество, а джунгли, в которых и вроде бы трагический персонаж Эджофора, бывший наемник из Blackwater, и его в разной степени безнравственные подельники, и правоохранители всех мастей — хищники, только иногда на охоте, а иногда на сафари.

Особо, конечно, выделяется Кейт Уинслет — крашеная блондинка с гигантским магендовидом на груди, руководящая бандой правоверных головорезов в кипах: время от времени ей подвозят избитых до полусмерти людей в фургонах «Кошерное мясо». Про мужа героини — его показывают лишь мимолетно — известно, что «Путин так его боялся, что отправил в ГУЛАГ без суда и следствия». Из чего, кстати, вкупе с другими намеками можно сделать вывод, что макгаффин «Девяток», файлы, спрятанные за семью замками, собственно, компромат на Путина.

Гипертрофированная русская злодейка — лишь одна из деталей, которые придают фильму несколько карикатурные черты. Есть еще, например, выход Майкла Кеннета Уилльямса (Омар из «Прослушки» и Мелок из «Подпольной империи») в роли трансвестита по имени Душистый Горошек. Или латиноамериканские бандиты — татуированные с головы до ног доходяги, к которым полиция тем не менее предпочитает подъезжать на бронетранспортере. Или просто Вуди Харрельсон в своем лучшем виде (ну вы знаете). Но австралиец с таким удовольствием, так заразительно упивается этой бульварной заокеанской фактурой, что возразить ему особенно нечего: а кто бы тут удержался.

Наверное, фильм мог бы быть или покороче или, наоборот, подлиннее: ветвистый сюжет оставляет много вопросов, особенно ближе к концу, когда партия вдруг превращается в блиц. Побочные линии могли бы быть поизящнее, характеры — пообъемнее: Хиллкот явно не совсем знает, например, что делать с Кейси Аффлеком, единственным тут хорошим парнем, и поэтому заставляет его без конца жевать жвачку. Но все это мелкие придирки. Дурной, постоянно на грани пародии мачизм «Девяток» («В следующий раз, когда ты направишь на меня пистолет, тебе придется им воспользоваться» и т. п.) все равно производит сильное впечатление, как и умение Хиллкота, прежде скрытое, снимать высокотехнологичный урбанистический экшен. Это грубое, шершавое, бескомпромиссное и в каком-то смысле, конечно, неприятное кино — но это, безусловно, кино. И в век, когда редкий большой фильм решается погладить зрителя против шерстки, нельзя не ценить летящие от него искры.