О гениях и сумасшедших
Эндрю Ниман (Майлз Теллер) - первокурсник престижной консерватории Шэффера, который обожает Бадди Рича и мечтает стать таким же известным барабанщиком. Университетский гуру Терренс Флетчер (Дж. К. Симмонс) берет юношу в свой оркестр, но до признания еще далеко - у маэстро довольно своеобразные методы работы с юными дарованиями.
"Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем "молодец", - говорит Флетчер в промежутках между тем, как виртуозно дирижирует, швыряет по музыкантам стульями и кроет их на чем свет стоит. Режиссер и сценарист "Одержимости" Дэмьен Шазелл признается, что писал образ деспотичного наставника из личного опыта - в молодости он сам занимался музыкой, и ему посчастливилось столкнуться именно с таким маэстро. Человеком, который считал, что пределов и границ не существует - нужно просто заставить подопечных выйти за рамки их зоны комфорта как можно дальше.
"Одержимость" - конечно, фильм о музыке, но история взаимоотношений главных героев может быть спроецирована едва ли не на любую сферу жизни. Талантливый эгоист, который готов пожертвовать всем, чтобы стать великим, и тиранический учитель, не брезгующий любыми методами в поисках настоящего гения. Шазелл намеренно избегает монохромности: его Эндрю и Флетчер обесцвечены, но действительно одержимы: каждый своей собственной целью. Один ради того, чтобы его запомнили, готов жертвовать отношениями, да и вообще дистанцируется от социума, другой не стесняется унижать и обманывать во имя искусства.
Здесь заведомо нет правых и виноватых. Есть только интересы и точки зрения, которые, по сути, вовсе не отличаются кардинально, несмотря на всю конфликтность ситуации. Каждый из героев считает, что ему на судьбе написано быть особенным, а в таком случае столкновение эго неизбежно, и продолжаться оно будет до того момента, пока кто-то не сломается. А уж если оба сделаны из более чем прочного материала...
Шазелл выдает настоящий триллер, несмотря на то, что материал вроде бы ни к чему подобному не располагает. Но даже банальные, казалось бы, сюжетные ходы он подает свежим взглядом, накручивая пружину интриги. Барабанная установка окропляется кровью - это вовсе не значит, что произошло преступление. Говорили ведь, что успех - это 99% процентов изнурительной (и зачастую кровопролитной) работы и лишь 1% таланта. В столкновении двух фанатиков на уступки не пойдет никто, и война будет идти до последнего вздоха.
Нет нужды говорить, что подобный проект не мог бы состояться без великолепных актерских работ. Абсолютно титанически выглядит Симмонс, который уже получил Золотой глобус и с огромной долей вероятности добавит к нему и Оскар - в кои-то веки характерному актеру дали развернуться, и Джонатан Кимбл пользуется свободой на всю катушку, то яростно сверкая глазами, то парой фраз доводя до слез ранимого трубача. Теллер выглядит скромнее, но постепенно входит в раж и к концовке фильм готов чуть ли не на равных соперничать с Симмонсом. Все остальные актеры - суть антураж, хотя стоит отметить милую Мелиссу Бенойст (будущую СуперДевушку DC) и Пола Райзера, который сыграл отца Эндрю.
"Каждый гений - сумасшедший, но не каждый сумасшедший - гений". Шазелл в "Одержимости" не боится подтверждать эту фразу, не осуждая и не поддерживая при этом героев. Когда у человека есть страсть, понять его может только тот, кто ее разделяет. Остальным остается наблюдать, удивляться, но не пытаться анализировать – все равно тонкую душу артиста не понять.