Между Альфой и Омегой
Ударное завершение трилогии, где сошлась воедино Альфа и Омега: финал приключений "Хоббита" и стартовая точка отсчета для "Властелина Колец". Отличная сказка, и больше всего не хочется, чтобы она заканчивалась... Но, боюсь, "История Средиземья" (если подобный проект реализуется) потянет, скорее, на долгий сериал, и это будет уже не совсем то, заметно отличающееся по стилю и по духу от творений Джексона. Хотя в том же «Сильмариллионе» Толкиена можно черпать вдохновение не только для создания целого ряда книг, но и для десятка интереснейших экранизаций...
"Хоббит" удался! Редко бывает, когда кино смотрится сильнее и ярче на фоне книжного первоисточника... Более того, можно сказать, что "набив руку" на "Властелине Колец" (прогресс по сравнению с первой трилогией также виден невооруженным взглядом) и, окончательно проникнувшись мирами Толкиена, Джексон сделал великолепный подарок не только фанатам английского волшебника от литературы, любителям фэнтези, но и всем поклонникам качественного кинематографа.
У каждой из частей трилогии своя изюминка и свой почерк, свои незабываемые кадры, моменты, которые переворачиваешь в памяти, так и сяк... "Битва пяти воинств" - классическая эпическая развязка, экшин правит балом, трубы гремят, лезвия мечей скользят быстрее небесных молний, сокрушая препятствия и врагов. От сражения с гигантским драконом до схватки с Азогом - все на высочайшем уровне динамики, смотришь, и у тебя захватывает дух... При этом действием по прежнему не лишено как лирических отступлений ("эльфийско-гномий" треугольник), мистических ноток ("дракон" в душе Торина), так и юмористических вставок - отличная мини-роль "хорошего экономиста" (с), Альфреда (Райан Гейдж), повадками до боли напоминающего действующего премьера... Напускная бравурность included.
К сожалению, без малюсенькой ложки дегтя не обошлось: на смену скупому, героичному эпосу в преддверии финала вдруг проскальзывает невнятная слащавость и огрехи в деталях: то дрожащие ресницы у погибшего, то пронзенная нога, которая затем целехонька, как ни в чем не бывало... Странна и не очень убедительна вся сцена "ледового побоища". Для полного сумбура восприятия в ней не хватает разве что диких выкриков Азога "Лед тронулся, лед тронулся, господа присяжные заседатели!!!..")) К счастью, последняя точка все же ставится на позитиве. Идеального не бывает, не правда ли? Но и приблизиться к идеалу - дорогого стоит.
Как-то даже неудобно отмечать здесь привычную шикарность картинки, которая сыграла свою роль, например, в "дописанной" сцене в замке некроманта: осатанелая Галадриэль (Кейт Бланшетт), прогоняющая безликого Саурона... Честно говоря, смотрится просто впечатляюще!
Не хочется заканчивать ни свое путешествие по мирам Толкиена-Джексона, ни обсуждение того, что авторам посчастливилось создать, а зрителям - увидеть... Но любая история когда-нибудь заканчивается. Впрочем, сам Питер Джексон подсказывает нам: конец одной истории - это, вместе с тем, начало другой... Новой хорошей истории.